Дополнительное давление на цены создает новый урожай зерна, что только увеличивает разрыв в ценах. Фактически затраты на доставку во многих случаях составляют около 2/3 от цены зерна. Это делает его производство в Украине убыточным, считает Дмитрий Ливч.
«В то же время увеличение логистических затрат во многом связано именно с железнодорожными перевозками внутри Украины», — подчеркнул эксперт, отметив, что на это влияют тарифы за пользование вагонами, скорость перевозки и ряд других факторов.
По его подсчетам, после начала войны логистические расходы исключительно на пользование и перевозку зерновозами УЗ повысились до $85 на тонну (в расчете на среднее расстояние перевозки и среднюю нормативную скорость), или в 4,5 раза. Экспедиторские услуги и другие расходы на логистику по Украине могут составлять от 10 до 40% дополнительных расходов.
«Вместе с перевалкой зерна и стоимостью логистики за пределами Украины логистический компонент в цене зерновых может достигать до 180-200 $/т (по сравнению с 30-40 $/т до начала войны)», — объясняет Ливч.
Как следствие, многие аграрии вынуждены работать «в ноль» или даже в убыток, подчеркивает эксперт.
«Если ситуация с доступностью логистики не улучшится, под угрозой окажется не только украинский агросектор, но и макроэкономическая стабильность страны, а также глобальная продовольственная безопасность», — прогнозирует он.