Об этом заявила консультант Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) Анна Бурка в колонке на AgroTimes.
По ее словам, таких показателей удалось достичь благодаря высокому спросу со стороны ЕС.
«Причин сразу несколько — неопределенность с дальнейшим развитием коронакризиса (и, соответственно, активное формирование запасов), а также недобор меда в ЕС (-40%) из-за неблагоприятных погодных условий», — пояснила эксперт.
Она отметила, что Украина тоже испытала в прошлом году уменьшение валового сбора меда, в частности, весеннего, акациевого, подсолнечного. Поэтому пригодились переходные остатки, накопившиеся на внутреннем рынке в течение 2-3 лет.
«К сожалению, отрасли так и не удалось сформировать реалистичную оценку производства меда в начале сезона, как и наладить надлежащую коммуникацию между пчеловодом, заготовителем и экспортером. Между тем на внешних рынках сбыта приходится работать в условиях чрезвычайно жесткой конкуренции и ценового демпинга. Конструктивный диалог и взаимодействие участников рынка (экспортеров, пчеловодов, экспертов) помогут продвигать и позиционировать за рубежом бренд украинского меда. Тем более, что в текущем году для этого есть все возможности», — считает Анна Бурка.
Итак, по ее словам, возможность первая — европейская.
«В 2021 году «медовая квота» на поставку отечественного сладкого продукта в Евросоюз составляет 6 тыс. т, и дальнейшие перспективы торговых отношений Украина — ЕС будут обсуждать в ближайшее время.
Кроме того, с 1 января вступило в силу Соглашение о зоне свободной торговли Украина-Великобритания. Это дало отечественной медовой отрасли беспошлинную квоту на поставку 1 тыс. т продукции (вне квоты импортер должен заплатить 17,3% пошлины)… Великобритания в первой пятерке с ежегодными закупками около 50 тыс. т меда на $110-130 млн», — уточнила Анна Бурка.
Еще одна возможность, по ее словам, вырисовывается на восточном направлении, поскольку уже действует зона свободной торговли Украины с Израилем.
«Вместе с тем, чтобы закрепиться на этих требовательных рынках, отечественному бизнесу уже давно пора наращивать свой репутационный капитал. Ключевыми преимуществами должны стать прежде всего качество, натуральность, безопасность и полная прослеживаемость происхождения меда из Украины. Именно на этом фундаменте должны объединить свои усилия пасечник, фасовщик и экспортер — чтобы обеспечить рынку продукт высочайшего качества, достичь надлежащих премий и нарастить свою долю на мировых рынках», — считает Анна Бурка.