Аграрии в этом году не будут продавать зерновые в ноль или в минус

22 июня 2023, 13:21 7466

Пересмотр аграриями структуры севооборотов вследствие убытков из-за существенного удорожания внутренней логистики в 2022 году и имеющиеся логистические ограничения экспорта будут стимулировать агропроизводителей радикально сократить объемы вывоза зерновых культур на экспорт в 2023-24 маркетинговом сезоне.

Такой прогноз озвучил эксперт логистики, член Комитета по логистике Европейской Бизнес Ассоциации (ЕБА) Юрий Щуклин. 

Он выделил три фактора, которые будут побуждать аграрных производителей ограничить экспорт зерновых в следующем сезоне: это фактическая остановка зернового коридора, европейское эмбарго на украинскую агропродукцию и адаптация агропроизводителей к экономическим шокам первого года войны. 

propData.content.image
Юрий Щуклин, член Комитета по логистике Европейской Бизнес Ассоциации (ЕБА)

Маркетинговый год будет определять экономическая целесообразность, производители больше не будут продавать в ноль или в минус. Аграрии, которые в прошлом году нахватались убытков, вышли из испытаний сильнее и мудрее. Они переосмыслили цели, задачи и стратегии бизнеса и не допустят второго убыточного года подряд. В 2022 году они вывозили зерно на экспорт любой ценой, поскольку их подпирали следующий урожай, долги, выплата зарплат, спасение бизнеса и коллективов. Сейчас давления этих обстоятельств нет, кроме долгов, и то — они частично списывают их по форс-мажору. Производитель, который пережил 2022 год, сейчас может себе позволить не хотеть продавать урожай. Если прошлогодний сезон диктовала логистика, то следующий будет сезоном производителя. Никто не будет ехать в Констанцу втридорога, чтобы продать за копейки. Производитель сохранит урожай и может целый год ждать хорошую цену, и именно это будет определять и трейд, и логистику.

Эксперт обратил внимание, что в этом году отсутствуют факторы возникновения ажиотажного спроса на перевозку зерновых грузов после завершения уборочной кампании, который регулярно формировался в прошлые годы и служил фактором удорожания логистики. Причиной является пересмотр аграриями севооборотов в пользу нишевых культур, которые имеют другую логистику и временные рамки экспорта.