Аграрии просят Зеленского не допустить дефицита грузовых вагонов

09 ноября 2021, 14:57 2359

Отраслевые ассоциации призвали Президента Украины Владимира Зеленского обратить внимание на предлагаемое введение процедуры принудительного списания грузовых вагонов и не допустить принятия данного решения, которое может поставить под угрозу экономическую безопасность Украины из-за создания искусственного дефицита подвижного состава.

«Украинский клуб аграрного бизнеса» вместе с 15 ассоциациями, представляющими ведущие отрасли экономики, заявили о своем категорическом несогласии с инициативой Мининфраструктуры Украины ограничить срок эксплуатации грузовых вагонов. Так, согласно планам министерства, сроки продления эксплуатации зерновозов с 2022 г. будут составлять 30 лет, а с 2028 г. не продлятся вообще. Это приведет к одновременному списанию около 75 тыс. вагонов или 43% рабочего парка к 2028 г., в т.ч. 40 тыс. полувагонов.

«Оставшегося парка будет недостаточно для обеспечения перевозок по железной дороге. Дефицит только полувагонов составит около 38 тыс. единиц, учитывая, что ухудшаются операционные показатели (оборот полувагона уже составляет 7.3 суток) АО «Укрзализныця», дефицит вырастет до 48 тыс. единиц. Существующие вагоностроительные мощности не смогут компенсировать такой дефицит в данный промежуток времени», — отмечается в обращении.

Для замещения 75 тыс. вагонов к 2028 году бизнесу нужно будет потратить 107 млрд грн, а значит, не будут профинансированы другие важные инвестиционные и социальные проекты. В аграрном секторе, это, в частности, оросительные сети, нуждающиеся в миллиардных капиталовложениях.

«Кроме того, искусственный долгосрочный дефицит грузовых вагонов приведет к росту цен на вагоны, сокращению промышленного производства и экспорту; катастрофическому срыву отгрузки сырья и готовой продукции; потере рабочих мест и отчислений в государственный бюджет», — объясняют в УКАБ.

Более того, данную инициативу планируют внедрить без каких-либо доказательств и расчетов, подкрепленных официальной статистикой, доказывающих, что эксплуатация вагонов сверх нормативного срока нецелесообразна для экономики в целом. Если посмотреть на мировой опыт, в частности, США и стран ЕС, то они ориентируются на максимально возможное продление срока полезного использования вагонов, контролируя при этом их техническое состояние, отмечают эксперты.

Ввиду катастрофических последствий для экономики Украины в случае реализации данной инициативы ассоциации призвали Президента дать поручение Кабмину проработать возможные негативные последствия для отдельных отраслей и экономики Украины в целом; создать межотраслевую рабочую группу и провести профессиональную дискуссию с участием всех заинтересованных сторон; выработать альтернативные эффективные предложения по улучшению ситуации на рынке грузовых вагонов.

Обращение к Президенту подписали: объединение предприятий «Укрметаллургпром», «Федерация работодателей транспорта Украины», Украинская ассоциация известковой промышленности, Украинская научно-промышленная ассоциация «УКРКОКС», Ассоциация предприятий владельцев ведомственного транспорта и операторов грузовых железнодорожных перевозок, Украинская зерновая ассоциация, Всеукраинский Конгресс Фермеров, ОО «Агро-Продовольственный совет», ОС «Аграрный союз Украины», ОС «Всеукраинская Аграрная Рада», ассоциация «Союз птицеводов Украины», ассоциация «Украинский клуб аграрного бизнеса», Украинская ассоциация прямой продажи, Ассоциация налогоплательщиков Украины, Украинская Федерация Индустрии Безопасности, ОС «Ассоциация производителей Украины».