Это позволит американским животноводам, разводящим мясные породы, увеличить производство говядины, сообщает «Хайтек».
Глава проекта «Boys Only» («Только мальчики») Элисон ван Эиненнаам не первый год занимается генным редактированием скота. К числу ее достижений относится выведение безрогих молочных коров. Теперь ученым удалось вставить ген SRY в клетки кожи быка-производителя, чтобы он давал либо обычных бычков мужского пола, либо телят с двумя Х-хромасомами, но с геном SRY, меняющим половые признаки животного и увеличивающим его мышечную массу. Единственное отличие такого быка от настоящего в том, что он бесплоден, его половые железы не вырабатывают сперматозоиды.
Такие эрзац-быки на 15% более эффективны, чем коровы, в наборе мышечной массы, что необходимо для производства говядины. Кроме того, это дешевле, чем искусственное осеменение, которое применяется сейчас для получения мужского потомства. Пока сделан только первый шаг — ген SRY добавлен к Х-хромосоме клеток кожи быка. Для того чтобы «искусственный» бык родился, надо произвести подобное редактирование в эмбрионе. А если это не сработает, то клонировать животное.
Ван Эиненнаам на протяжении многих лет борется за признание ГМО во всех формах — участвует в публичных дебатах, снимается в документальных фильмах, но в основном — консультирует фермеров, пытаясь распространить среди них научные знания. Дело это крайне сложное: за все годы удалось получить разрешение только на разведение одного генномодифицированного вида — быстро растущего лосося.
В январе 2017 администрация бывшего президента США Барака Обамы издала указ о том, что животные, подвергшиеся генному редактированию CRISPR, приравниваются к новым видам лекарств и требуют сложных и дорогих испытаний на безопасность. Компании пытаются лоббировать отмену этого закона, опасаясь, что первыми в этой сфере окажутся Аргентина и Бразилия. Тем не менее, исследования лаборатории ван Эиненнаам финансирует не частный фонд, а Министерство сельского хозяйства США. С тем условием, чтобы полученные организмы были стерильны, то есть не могли начать генетическое заражение, пишет MIT Technology Review.