Такое мнение в своем блоге на Forbes высказал основатель Apollo Group Юрий Давыдов.
По его словам, тон масложировому бизнесу в Украине задают несколько факторов: прежде всего — мировая конъюнктура, в частности, цена на соевое масло. Именно она традиционно является индикатором стоимости подсолнечного масла. Фактически цена на него зависит от цены на соевое масло, которая, в свою очередь, формируется на бирже.
«К примеру, сейчас мы ожидаем урожая в Бразилии и Аргентине — это будет следующим поворотным моментом в цене на подсолнечник в текущем сезоне», — пояснил Юрий Давыдов.
Второй фактор влияния — это баланс между мощностями по переработке и урожаем. «Урожай семечки подсолнечника на уровне 11 млн т — это на сегодня тот максимум, который могут обеспечить украинские фермеры. Мощностей по переработке подсолнечника уже больше, чем предлагаемого сырья. Сегодня в масложировой отрасли борьба идет не за покупателя масла, а за продавца — своеобразная «перевернутая пирамида», — констарует эксперт.
Также Юрий Давыдов обратил внимание, что для фермеров семечка — это своего рода валюта. Если раньше они продавали сырье в момент сбора урожая, то сегодня у многих аграриев уже есть свои мощности по хранению. Фермер продает семечку, скорее, тогда, когда ему нужны деньги, а для переработчика это бизнес ad-hoc — с меньшей возможностью спланировать график закупки. Причем фермер чаще готов продать сырье тому закупщику, с кем имеет хорошую историю отношений, кому доверяет. Часто даже за более низкую цену.
«Особое влияние на рынок окажет изменение налогового законодательства — отмена так называемого спецрежима по уплате НДС сельхозпроизводителями. Это, в первую очередь, изменит структуру трейдинга зерна с Украины. На подсолнечное масло, с точки зрения продаж, возмещение НДС в целом не повлияет, но изменится цена, правила игры на рынке, отношение фермера к продажам», — добавил он.
При этом для фермера, фактически, исчезнет смысл сбывать продукцию за наличные. Это, в конечном итоге, существенно оздоровит рынок и сделает его прозрачным. На сегодня теневой рынок семечки оценивается до 2 млн т, а это немало в условиях жесточайшей конкуренции переработчиков за сырье, резюмировал эксперт.
Для справки: С момента введения 23%-ной пошлины на экспорт подсолнечника в 1998 г. производство подсолнечного масла десятикратно возросло — до 3,5-4 млн т в год. По итогам 2015 г. удалось произвести 4,0 млн т подсолнечного масла. Экспорт осуществлется в 120 стран.