Раньше из Украины экспортировали до 5 млн т сельскохозяйственной продукции в месяц через порты Одессы и Николаева. Из-за войны сейчас фактически экспорт заблокирован. В настоящее время возможность поставок за границу упала до 0,5 т зерна в месяц, из-за чего Украина потеряла уже $1,5 млрд.
Об этом рассказал первый заместитель министра аграрной политики и продовольствия Украины Тарас Высоцкий изданию Forbes.
По словам Тараса Высоцкого, есть три способа для экспорта — это порты Дуная, железная дорога и автодороги. Но с каждым из них есть свои проблемы.
Так, на дунайские порты приходится около 30% экспорта. Они обладают ограниченной способностью, поскольку нет достаточного количества барж, причалов и терминалов. Раньше Украина практически не пользовалась этим способом экспорта своей продукции, поэтому в эти мощности никто не инвестировал.
«С железнодорожным сообщением, которым можно отправить около 70% продукции, тоже есть проблемы. Раньше европейская железная дорога не использовалась активно для перевозки зерновых. В Украине и россии, как известно, разная ширина путей и подвижный состав. Поэтому нужно искать европейские зерновозы, перегружать продукцию в вагоны узкоколейки. В Европе такая практика не распространена, поэтому есть нехватка и локомотивов, и тяг, и перевалочных пунктов с терминалами. Сейчас мы активно работаем с европейскими партнерами над этим вопросом, ведь иначе экспортные остатки, которые есть на наших складах, мы можем экспортировать три года», — рассказал Тарас Высоцкий.
На сегодняшний день ежедневно по железной дороге отправляется до 30 тыс. т отечественной зерновой продукции.
«Тем не менее, совместно с нашими партнерами мы делаем все, чтобы процессы экспортных перевозок продукции были интенсифицированы. Как мировой лидер продовольствия мы отвечаем не только за себя. Из-за развязанной россией войны десятки стран окажутся не на грани, а в эпицентре голода. Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш констатировал, что весь мир стоит накануне краха всей глобальной продовольственной системы. Работаем, чтобы этого не допустить», — резюмировал Тарас Высоцкий.