Такое мнение высказал президент «Украинской зерновой ассоциации» Владимир Клименко.
По его подсчетам, около 63% зерновых грузов доставляются в порт ж/д транспортом, около 5% — речным, примерно 32% — автотранспортом. Это не говоря о шроте, который нужно будет возить теми же вагонами-зерновозами.
Если экспорт зерна составит 41 млн т зерна, то только на автотранспорт придется около 13-14 млн т. «Именно поэтому решение о принятии мер по усилению габаритно-весового контроля нельзя назвать правильным и сбалансированным. Его нужно срочно отменить!» — говорит президент УЗА.
Он также приводит аргументы: во-первых, ожидается увеличение объемов экспорта, речь идет о перевозке дополнительных 3-4 млн т. Во-вторых, количество вагонов-зерновозов осталось прежним. С 1993 года для аграриев не построили ни одного вагона-зерновоза.
«Еще в прошлом сезоне, после отмены сертификатов, ж/д работала практически на пределе. Речным транспортом перевозится около 2 млн т зерна, однако в этой отрасли очень много нерешенных проблем. Поэтому не стоит ожидать переориентации грузов с автотранспорта на другие виды транспорта. В сложившихся условиях решение об усилении габаритно-весового контроля фактически блокирует автоперевозки», — констатирует Владимир Клименко.
Кроме того, еще неизвестно влияние усиления габаритно-весового контроля на состояние самих дорог, поскольку чтобы перевезти тот же объем зерновых автотранспортом, нужно будет сделать в два раза больше ходок, то есть машины по тем же дорогам пройдут дважды. Погрузочно-разгрузочные работы возрастут вдвое — на местах и в портовых элеваторах. Лабораторных анализов нужно будет сделать в два раза больше. И самое главное, чтобы все это сделать, нужно в два раза больше времени. И при этом за все это заплатит сельхозпроизводитель, для которого 1 тонна перевозимого автотранспортом груза теперь будет стоить в два раза дороже.
Сложившаяся ситуация усугубляется проблемой нехватки дизельного топлива у «Укразилизныци». Особенно ощущается нехватка топлива в Николаевском регионе, где больше тепловозов, которые используют ДТ.
«К сожалению, нерешенный комплекс проблем свидетельствует о том, что Министерство инфраструктуры Украины практически ничего не сделало для подготовки к новому сезону. Наши обращения пока игнорируются. В результате мы стоим на грани транспортного коллапса. Вопрос о том, кто же будет отвечать за срыв экспорта зерна, масличных и продуктов их переработки, пока открыт!» — подытожил Владимир Клименко.
AgroPortal.ua по материалам «АПК-Информ»