Почему фермерам целесообразнее производить нишевые культуры

19 июля 2019, 08:03 2855

Многие фермеры сегодня присматриваются к нишевым культурам, но лишь единицы решаются зайти в эту нишу и занять участок рынка, который обещает финансовый успех. А между тем нишевые культуры всегда высокодоходные, и выигрывает тот, кто первым примет решение уйти в «нишевики».

«Для большинства людей нишевые культуры — это нечто волшебное, производство чего приносит много денег. С другой стороны, для того, чтобы сыпались деньги, у того, кто готов заплатить за экзотические овощи и фрукты, должен быть достаточно высокий доход», — отмечает специалист по цепочкам добавленной стоимости в плодоовощном бизнесе Международной Финансовой Корпорации (IFC) Сергей Потапов.

По его словам, нишевые культуры — это всегда дорогое удовольствие для потребителей, поскольку в структуре цены заложена плата за новый вкус, за эксклюзив, за ручной труд. Современное поколение потребителей постоянно тяготеет к чему-то новому: новые страны, новые вкусы, новые эмоции. Этот штрих присущ нишевым культурам.

Сергей Потапов отмечает, что сегодня в Украине абсолютно свободной нишей остается выращивание батата, в то время как в Европе — это одна из самых модных культур, и потребление его растет с каждым годом.

«Уже три года в Харьковской, Херсонской, Черкасской, Днепропетровской, Запорожской областях изучают возможности выращивания этого корнеплода, подсчитывают себестоимость производства. Наш покупатель воспринимает его как очень редкую и дорогую экзотику, без которой вполне можно обойтись. Если украинский батат будет стоить 10-12 грн, людей, которые испытывают желание его попробовать, станет больше», — утверждает Сергей Потапов.

Он отмечает, что сельхозпроизводителям, которые начинают заниматься нишевыми культурами, нужно решить два вызова. Первый — работа с новыми культурами на земле: получение опыта в посадке, выращивании, уборке урожая. Второй — формирование в Украине культуры потребления экзотической продукции. Чтобы обеспечить достойный уровень сбыта на внутреннем рынке, покупателя нужно соблазнить новым вкусом, разогреть перед продажами.

«Продукты питания — это не просто еда, это традиции и эмоции, а потребление тех или иных продуктов — это устойчивая доминанта, которую создали одни, а другие готовы за нее платить», — рассказывает эксперт.

Культура потребления новинок формируется в крупных городах, а производить их надо будет фермерам, которые в основном живут в сельской местности, поэтому последним нужно следить за тенденциями, чтобы найти свою золотую жилу.

«Нет ничего сложного в культивировании свежих овощей и фруктов. Важнее понимать, что делать с полученным урожаем. Цепочки поставки могут быть длинными или короткими. Короткая цепочка поставки — это продажа родным, близким, знакомым или посреднику, готовому забрать весь урожай. Если мы говорим об экспорте, о выходе на рынок с большой покупательной способностью, то потребуются большие средства. Для налаживания короткой цепочки нужна коммуникация, а для длинной — инвестиции», — считает Сергей Потапов.

По его мнению, чтобы выйти на новый рынок сбыта, Украине нужно изменить отношение к производству овощей и фруктов.


Людмила Лебедь, AgroPortal.ua