Об это сообщил глава парламентского Комитета по вопросам агрополитики и земельных отношений Тарас Кутовой, открывая заседание во вторник, 15 марта.
В частности, он проинформировал присутствующих о том, что председатель ВРУ Владимир Гройсман вместе с руководителями налогового и аграрного парламентских комитетов, а также других народных депутатов встретился с представителями протестующих аграриев и обсудил дальнейшие действия по поддержке малых фермерских хозяйств.
«Владимир Гройсман подтвердил, что в четверг (17 марта — ред.) мы сможем рассмотреть законопроект №1599 о господдержке фермерских хозяйств уже в сессионном зале, поэтому очень важно принять окончательное решение аграрного комитета по законопроекту», — подчеркнул Тарас Кутовой.
В свою очередь заместитель главы парламентского комитета по вопросам агрополитики и земельных отношений Вадим Ивченко обратился в адрес Госгеокадастра и рабочих групп, которые нарабатывают законопроект по земельным вопросам: «Сегодня около 7 тыс. протестующих селян говорили об одном: когда вы вернете землю территориальным громадам?».
Во время заседания Комитета выступил и сопредседатель забастовочного комитета Леонид Кириченко. Он также призвал народных депутатов в первую очередь принять изменения в законодательство для возвращения госземель сельхозназначения территориальным громадам. «Не нужно ждать окончания реформы децентрализации, чтобы дать преференции селу, нужно, чтобы эти процессы были параллельными», — заявил Леонид Кириченко.
При этом заместитель главы парламентского комитета по вопросам агрополитики и земельных отношений Александр Бакуменко отметил, что все члены Комитета поддерживают эту позицию, которая изложена в законопроекте №1159 о необходимости передать полномочия по распоряжению землями за пределами населенных пунктов на места. Он заверил, что депутаты-аграрии сделают все возможное, чтобы в парламенте поддержали эти изменения.
Но Вадим Ивченко отметил, что члены аграрного комитета в последнее время сосредоточились на законопроектах, предусматривающих передачу госземель объединенным громадам, которых сегодня всего 159, забыв об остальных. Он предложил три основных четких критерия для формирования общего законопроекта для решения этой проблемы: объединенным громадам передать госземли в собственность, всем остальным — в распоряжение, и контроль со стороны Госземагентства должен быть в рамках разумного.
С ним не согласился народный депутат Олег Кулинич. Он напомнил, что никто ничего не забыл. И что идет работа над объединенным законопроектом, в котором будут учтены интересы не только объединенных громад, но и всех остальных.
Народный депутат Николай Кучер поддержал коллегу, заявив, что «идея законопроекта 1159 не забыта, на предыдущем комитете мы услышали поддержку этой идеи от Госгеокадастра. Нужно быстро сделать совместный законопроект, которым передать земли запаса и резерва территориальным общинам. Но мы не должны делить объединенные и необъединенные общины. Если это передача в собственность, то для всех. Иначе мы наделаем много ошибок».
Он также прокомментировал заявление премьер-министра о возможной продаже 1 млн га госземель: «Это земли запаса и резерва, часть из которых должна быть распаевана среди тех людей, которые на этих землях работали, а часть — передана территориальным общинам. То есть, премьер-министр хочет продавать то, чего не существует».
Александр Бакуменко также отметил, что заявление премьер-министра не респондируется с действующим законодательством в контексте принятого моратория на продаж земель сельхозназначения.
Далее основная дискуссия разгорелась по трем важным для села законопроектам. Первым на повестке дня стоял законопроект №1599 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно стимулирования создания и деятельности семейных фермерских хозяйств», подготовленный к повторному второму чтению. По словам докладчика Вадима Ивченко, законопроект предусматривает создание надлежащих законодательных, экономических и социальных условий для развития семейных фермерских хозяйств. Всего было внесено 69 поправок и предложений, из них отклонено — 31.
Глава Комитета Тарас Кутовой отметил, что по этому законопроекту существует особое мнение некоторых коллег, в частности, есть спорные моменты в нормах о процедуре регистрации и управлении семейных фермерских хозяйств, но документ нужно выносить в сессионный зал.
При этом Олег Кулинич выразил свои замечания: «Однозначно малое фермерств нужно поддерживать, но в предлагаемом законопроекте есть такие нормы, которые противоречат Хозяйственному и Семейному Кодексам Украины. Нам просто ветируют этот закон, даже если мы его проголосуем в такой редакции. А, исходя из некоторых норм законопроекта, не совсем понятно, кого мы поддерживаем: агрохолдинги или фермеров».
Вадим Ивченко ответил, что параллельно готовится ряд законопроектов, которые должны урегулировать все спорные вопросы. «Этим законопроектом мы легализируем тех, кто занимается фермерским подсобным хозяйством, для того, чтобы они имели возможность получения господдержки», — сказал народный депутат.
В результате обсуждения комитетом было принято решение поддержать принятие законопроекта с учетом внесенных поправок. Тем более, что его скорейшее принятие - одно из основных требований селян, которые уже второй день митингуют под Радой.
Следующим дискуссионным стал законопроект №3866 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно справедливого распределения земель в процессе приватизации государственных предприятий, учреждений и организаций», инициированный народным депутатом Олегом Кулиничем.
«В контексте заявлений премьер-министра о продаже госземель, а также сообщений министра агрополитики о разработке пилотных проектов приватизации госземель, необходимо предусмотреть, чтобы в процессе приватизации каждого государственного предприятия 15% его земель поступало территориальной общине, то есть было передано в коммунальную собственность», — аргументировал Олег Кулинич, презентуя законопроект.
Вадим Ивченко задал вопрос о том, как этот законопроект будет респондироваться с законопроектом о передаче госземель территориальным громадам. На что Олег Кулинич ответил, что речь идет о пополнении земель запаса, которые возникают в процессе разпаевания земель госпреприятий, и только потом будут переданы громадам.
В свою очередь инициативу поддержал представитель Госземагентства с замечанием о том, что закон не решает проблему в полном объеме: «Распаевание госземель законодательно не урегулировано, поскольку в большинстве случаев одному госпредприятию может принадлежать большая площадь земли, а работников на госпредприятии, между которыми нужно распаевать эту землю, не так много, как было в колхозе. И в таком случае, в одних руках может оказаться около 10-ти га». В конечном итоге законопроект решили поддержать в первом чтении.
Не меньше споров возникло и при рассмотрении законопроекта №4172 «О признании утратившими силу некоторых законов Украины о государственном регулировании производства и реализации сахара». Все присутствовавшие на заседании: и народные депутаты, и представители Минагропрода, и ассоциации «Укрцукор», и эксперты сошлись во мнении, что государственного регулирования на рынке сахара быть не должно, но, вместе с тем, некоторые полномочия по контролю на этом рынке нужно передать профильной ассоциации.
В частности, народный депутат Валерий Давыденко подчеркнул, что «у нас порядка 100 работающих сахарных заводов являются градообразующими предприятиями, и которые должны понимать политику государства. К тому же нужно не допустить возможность возникновения монополии, когда цена на сахар определяется одной компанией».
Сначала звучали предложения отправить законопроект на доработку Минагропрода вместе со специалистами «Укрцукра», но, приняв во внимание замечание генерального директора ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса» Тараса Высоцкого о недопустимости затягивания подготовки законопроекта во времени, Комитет проголосовал за поддержку документа в первом чтении с условием доработки ко второму чтению.
Кроме того, стратегически важные законопроекты №3784 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно инженерно-технического обустройства и содержания государственной границы» и № 4037 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения права постоянного пользование органами Государственной пограничной службы Украины земельными участками для инженерно-технического обустройства и содержания государственной границы» комитетом было решено вернуть субъектам права законодательной инициативы на доработку. А законопроект № 3753 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Украины (относительно упорядочения вопросов по возобновлению договора аренды земельного участка)» — отклонен из-за противоречий существующему законодательству.
Екатерина Золотаренко, AgroPortal.ua