О чем говорят инвесторы, когда говорят об АПК

13 декабря 2018, 06:19 2054

28 ноября состоялся третий ежегодный бизнес-форум Level Up Ukraine. Организаторами выступили компания Deloitte и Ассоциация плательщиков налогов Украины. Во время обсуждения будущих инвестиций в Украину были озвучены основные требования международных инвесторов к бизнесу и проблемы, которые мешают им развиваться.

AgroPortal.ua подобрал ключевые моменты дискуссии, заслуживающие вашего внимания.

Насколько аграрный рынок Украины, с точки зрения инвестирования, интересен и перспективен?

Елена Волошина, руководитель представительства IFC в Украине

Для нас сектор №1 — это агробизнес, производство продуктов питания и все, что связано с ним (логистика, порты, элеваторы). Собственно, поэтому в нашем портфеле, составляющем $400 млн, около 44% занимает аграрная отрасль. Мы считаем, что для украинского рынка она является ключевой, и именно сюда нужно вкладывать деньги.

Алекс Романович, управляющий партнер BeachHead Partners, CEO Social2B

Я считаю, что самый главный дар и преимущество Украины — это талантливые люди и их мышление. Инноваций в стране действительно очень много, причём они применяются практически в любой индустрии. Но есть одна проблема — эти талантливые люди не понимают, как правильно продавать себя и свой продукт, поэтому их нужно учить маркетировать идеи, проекты, бизнес. А украинская настойчивость — в помощь.

Дебора Фейрлам, координатор фонда Ukrainian National Startup Fund

Действительно, маркетинг и позиционирование — это неотъемлемые вещи любого стартапа. Все иностранные инвесторы, с которыми я общаюсь, говорят о том, что украинский IT один из лучших в мире, но разработанные проекты оставляют желать лучшего. По их мнению, самая большая проблема украинских компаний — неумение преподнести себя, а иностранные инвесторы именно этого и ждут. В контексте этой проблемы украинским правительством будет выделено 50 млн грн на развитие стартапов. В центре внимания будут технологии, которые нужны для развития всех отраслей страны.

Где собственнику искать финансирование своих проектов?

Елена Волошина, руководитель представительства IFC в Украине

Есть два пути: пойти в банк — это самый дешевый способ финансирования, либо привлечь финансового инвестора, который у вас возьмет небольшую долю. Если же вы решили привлечь международного инвестора, то должны понимать, что в компании обязательно должен быть англоязычный сотрудник и проведен международный аудит.

Если говорить о IFC, то для нас экономически нецелесообразно проводить маленькие сделки, ведь затраты, которые мы понесём на миллион или миллиард, — одинаковы. Таким образом, к нам нужно приходить, когда уже есть определённый баланс, денежный поток и самое главное — амбиция, потому что амбиция позволяет потенциально нашим клиентам легче смотреть на те затраты, которые необходимо нести, для того чтобы привлечь наше финансирование.

Как Украина должна сделать промо себя как страны, чтобы все увидели, что у нас полно перспективных компаний, в которые можно инвестировать?

Вал Мендел, адвокат Val Mandel P.C.

Для меня важно, чтобы бизнес был «правильно упакован», и если нужна хорошая украинская упаковка, то нужно нанять хороших адвокатов. Я в первую очередь имею дело с компаниями, бюджет которых составляет $10-50 млн, и как никто я понимаю, что у них очень больше проблемы с чёткостью структуры и пониманием того, как все юридически должно быть оформлено. Украинские компании непрозрачны, и это их большой недостаток. Если американской компании, чтобы в нее инвестировали, меняться и перестраиваться не надо, то украинскому бизнесу обязательно нужно перестроить всю свою систему.

Елена Волошина, руководитель представительства IFC в Украине

Проблема Украины в том, что мы плохо преподносим свои хорошие истории, и в результате меседж, который ми посылаем миру, — негативный. Мы сами в некоторых моментах не знаем, что у нас есть и чего мы можем добиться, а ведь Украина является третьим глобальным производителем яблочного концентрата в мире, занимает шестое место по производству курятины, входит в топ-13 глобальных производителей томатной пасты. У нас есть большая бесплатная армия послов, которые должны делать рекламу и повышать инвестиционную привлекательность страны. Радостно, что за последнее время позиционирование Украины улучшилось, в том числе путем создания двух институтов — Национальный инвестиционный совет и UkraineInvest.

Алекс Романович, управляющий партнер BeachHead Partners, CEO Social2B

Еще очень важно понимать, как сделать так, чтобы в тебя хотели инвестировать. Нужно рассказывать о своих преимуществах перед другими производителями или экспортерами, подтверждать это фактами и самое главное — уметь коротко презентовать свой бизнес, буквально знать, как его описать 7-ю словами, чтобы зацепить потенциального инвестора мгновенно.

В итоге спикеры сошлись во мнении, что у Украины есть кадровый, технологический и интеллектуальный потенциал, однако бизнес обычно не умеет продать свои инновации.


Иванна Панасюк, AgroPortal.ua