Диджитал для агробизнеса: что изменил карантин

24 июня 2020, 06:56 4674

Весна 2020 года стала своеобразной проверкой для АПК на технологичность и способность быстро перестраивать процессы. Ведь посевная и ограничения, связанные с СOVID-19, совпали по времени.

Как компании прошли через это испытание и как сместились их приоритеты — об этом пойдет речь в рамках спецпроекта с экосистемой облачных IT-продуктов LIGA360 для агробизнеса. Это эффективное комплексное информационно-аналитическое решение, позволяющее отслеживать внешние риски и изменения и своевременно получать необходимую информацию для принятия управленческих решений.

AgroGeneration

COVID-19 не повлиял на основу стратегии агрокомпании AgroGeneration. Все агрофирмы и службы работали весь период карантина, соблюдая меры безопасности. «Полевые работы, связанные с посевом, внесением СЗР, удобрений, боронованием, дискованием шли и идут согласно агрономическому календарю», — отмечают в компании.

Большинство офисных работников были переведены на удаленный режим. В случае необходимости присутствия в офисе сотрудники пользовались либо личным автотранспортом, либо была обеспечена доставка служебными автомобилями. После завершения второго этапа карантина сотрудникам агрокомпании рекомендовано работать в комбинированном режиме, выезжать в офис только в случае необходимости.

Все бизнес-процессы в компании автоматизированы, у сотрудников есть рабочие ноутбуки, планшеты и смартфоны, они работают в единой учетной системе. Во время карантина компания все живое общение и встречи перевела в онлайн, оперативно внедрив новые каналы внутренних и внешних коммуникаций. Характерно, что и после завершения ограничительных мер большинство каналов внутренних коммуникаций планируется оставить. «Мы смогли быстро перестроиться и организовать работу удаленно. Сразу же увидели эффективность такой работы. Даже сроки посевной в этом году рекордно быстрые, поскольку люди мотивированы и мобилизованы», — отмечают в компании.

Наиболее востребованными во время карантина оказались Централизованная база данных 1С, приложения собственной разработки под Android Agronomist, Engineerist.

COVID-19 практически не повлиял на стратегию внедрения инноваций компании «Агро-Регион» — всем проектам компании было положено начало задолго до пандемии. Операционный директор «Агро-Регион» Владимир Кравцов отметил, что цифровые подписи (ЭЦП) и Телеграм-боты обрели новую актуальность. И все эти технологии останутся в компании и после карантина.

«COVID-19 стал катализатором для принятия быстрых решений и мотивировал еще больше упростить процессы, акцентируя внимание на эффективной коммуникации и максимальном взаимодействии. «Астарта» точно стала сильнее, достойно приняв вызов коронавируса. У нас не был остановлен ни один процесс, ни один запланированный проект — производственная деятельность продолжается согласно заранее намеченному плану», — отмечает исполнительный директор компании «Астарта» Валерий Соколенко. IТ-модули AgriChain Farm и AgriChain Scout, разработанные компанией AgriChain, входящей в структуру «Астарты», позволили эффективно работать в удаленном режиме. «Это, несомненно, наше конкурентное преимущество, ведь в режиме удаленного планирования, мониторинга и отчетности полевых операций «Астарта» уже работает более года. Поэтому и в условиях карантина мы не почувствовали трудностей в организации работ», — добавил Соколенко.

В компании «Эпицентр Агро» период карантина совпал с завершением сделки по приобретению активов «Сварог Вест Груп» и стартом их интеграции. Несмотря на увеличение земельного банка, а также ограничения МОЗ, компании пришлось максимально ускорить проведение всех технологических операций в полях. Для этого был существенно увеличен машинно-тракторный парк. «За счет грамотной расстановки посевных агрегатов в полях, минимума логистики и переездов посевную предприятия «Эпицентр Агро» провели за 18 дней, что в 1,5 раза быстрее, чем в прошлых годах», — рассказал заместитель руководителя аграрного направления «Эпицентр К», директор по производству «Эпицентр Агро» Богдан Черемха.

По его словам, компания системно инвестирует в технологии, адаптируя их под свои нужды. Компания даже создала собственный научно-исследовательский центр и увеличила площади под опытными полями до почти 1500 га. «Нас интересует не просто современная техника, а замкнутые технологические циклы, учитывающие особенности ландшафта и разумно использующие ресурсы почвы», — отметил он, добавляя, что COVID-19 только подтвердил актуальность курса агрокомпании на инновации.

В компании внедрение AgTech-инструментов планируется за год, а то и за два. Поэтому фактический объем инвестиций в эту отрасль не уменьшился по сравнению с прошлыми годами. Наоборот, ценность технологий, позволяющих повышать урожайность или экономить затраты на гектар, в кризисный период возрастает в разы.

«Было важно отсеяться и защитить культуры, не допустив заболеваний среди производственного персонала», — отмечает заместитель генерального директора ИМК по инновациям Богдан Кривицкий. — Поэтому в условиях карантина чрезвычайно возросла ценность технологий, позволяющих дистанционно контролировать качество выполнения полевых операций или проводить сервисные манипуляции с тракторами и опрыскивателями удаленно. Это и системы беспроводной передачи данных с тракторов, сеялок и опрыскивателей на сервер, удаленный доступ к полевым терминалам тракторов и опрыскивателей, который позволял помогать механизаторам решать поломки и проблемы, не контактируя с ними».

В условиях действующих карантинных ограничений для HarvEast очень актуальными оказались digital-технологии. Они помогли сохранить нормальный рабочий темп реализации всех запланированных проектов без потерь качества коммуникаций между сотрудниками и производственной продуктивности. Среди таких технологий в компании отмечают:

  • электронный документооборот;
  • видеосвязь (производственные видеосовещания с региональными активами холдинга);
  • онлайн-платформы (доступ к информации и работа с корпоративными базами данных без привязки к офису компании);
  • ряд других технологических решений.

«Мы достаточно давно взяли курс на диджитализацию. Причем не потому, что это всеобщий тренд, а для повышения мобильности сотрудников и нашей общей бизнес-эффективности. Кроме этого, digital-технологии сделали компанию более гибкой, способной быстро адаптироваться к изменениям, и это качество оказалось очень ценным в период пандемии, вызванной распространением COVID-19», — отметили в компании.

Корпоративное управление также является достаточно важным и показательным маркером для бизнеса. Ведь по его качеству, качеству анализа и управления рисками, а также по открытости и уровню коммуникаций со стейкхолдерами можно вполне давать оценку компании, в частности тому, насколько она прозрачна, устойчива, планирует всерьез и надолго работать в отрасли.

ВЫВОД

Карантинные ограничительные меры, засуха, внедрение рынка земли, рейдерство и неожиданные изменения в законодательстве — это далеко не полный перечень вызовов, которым сегодня вынуждены противостоять агропроизводители. Но эти факторы только стимулировали агрокомпании ускорить и внедрять технологичные решения.

Процессы компаний перестраиваются в пользу технологий, позволяющих дистанционно управлять процессами и взаимодействовать друг с другом. По итогам опроса агрокомпаний мы выделили ТОП-5 наиболее востребованных бизнесом технологий на сегодня. Это:

  1. Автоматизация производства и процессов в компании.
  2. Технологии для эффективного управления бизнесом.
  3. Корпоративное управление — анализ рисков, принятие решений, коммуникации с людьми.
  4. Агробиотехнологии, решения для повышения урожайности сельхозкультур.
  5. Энергоэффективность, зеленая энергетика.

Специально для агрокомпаний в ответ на текущие вызовы компания ЛИГА:ЗАКОН разработала эффективное информационно-аналитическое решение для агробизнеса — экосистему облачных ІТ-продуктов LIGA360.

LIGA360 для агрокомпаний включает инструменты для отслеживания внешних рисков и управления командами удаленно. С помощью LIGA360 можно без труда отслеживать изменения в законодательстве, рейдерские атаки, изменения в статусе контрагентов, изменение позиций партнеров и конкурентов агрорынка, что критически важно при общей турбулентности бизнеса.


Светлана Яценко, специально для AgroPortal.ua