Украина раньше вывозила портами 5 млн т зерна в месяц. После начала войны в марте удалось вывезти около 200 тыс. т, в апреле — 1 млн 90 тыс. т. Наибольший прогресс по вывозу зерна — на румынском направлении. Сейчас это возможно, поскольку конец сезона, и порты там мало загружены.
Об этом рассказал министр аграрной политики и продовольствия Украины Николай Сольский на брифинге.
«Увеличение экспорта в апреле произошло за счет подходов: ни у Минагрополитики, ни у Мининфраструктуры не было желания централизовать, монополизировать или усложнить рынок вывоза зерна. Напротив, мы максимально поощряем бизнес заниматься этим вопросом, брать баржи и вагоны по упрощенным процедурам», — отмечает Николай Сольский.
По его словам, наибольшая динамика по экспорту в настоящее время отмечается в направлении Румынии, хотя есть определенные сложности с румынскими портами с возвращением вагонов.
«Надо понимать, что ровно через два месяца пойдет румынская, болгарская, сербская, венгерская озимая пшеница и ячмень от местных фермеров, и будет большая конкуренция. Это усложнит возможность двигаться в этом направлении украинскому зерну», — говорит Николай Сольский.
Он добавляет, что в сторону Польши в первую очередь будет рассматриваться вариант контейнерных сухих портов.
«На западную границу мы не можем двигать свои зерновозы, потому что они не проходят узкоколейную железную дорогу Польши. Она также используется для пассажирских перевозок, поэтому построена так, что даже самые маленькие наши зерновозы не проходят. Поэтому направление можем использовать при перегрузке в европейские вагоны, которых не так много», — отмечает Николай Сольский.
По его словам, есть также нюансы и с контейнерами, их не так уж много. Даже если задействовать несколько тысяч контейнеров, которые есть в Украине, только под перевозку зерна, то это не спасет ситуацию.
Людмила Лебедь, AgroPortal.ua