Об этом говорится в заявлении Украинской зерновой ассоциации.
«Любая авария на шлюзах на Днепре грозит не только экологии, энергетической инфраструктуре и экономике всего государства, а жизни миллионов граждан Украины. Ведь это грозит неконтролируемому сбросу вод вниз по течению и разрушению каскада гидросооружений ниже шлюза, и как следствие, разрушение каскада ГЭС и затоплению огромных территорий», — отмечают эксперты.
В УЗА напомнили, что постановлением КМУ «Об утверждении перечня объектов государственной собственности, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности государства» от 04.03.2015 №83 Государственное предприятие «Укрводшлях» определено как стратегическое предприятие для экономики и безопасности государства.
«Однако, принятый Верховной Радой Украины закон №3279-д «О внесении изменений в Государственный бюджет Украины», и который вступил в силу после подписания Президентом Украины, оставил без финансирования предприятие ГП «Укрводшлях», обслуживающего и обеспечивающего работу шлюзов на каскаде ГЭС реки Днепр. Это в дополнение к тому, что предприятие ГП «Укрводшлях» хронически недофинансировалось в течение многих лет, что приводило к невозможности проведения капитальных ремонтов шлюзов и затягиванию открытия навигации на Днепре, и, соответственно, к невозможности перевозок зерна и других грузов по реке», — объясняют в ассоциации.
УЗА отмечает, что шлюзы — это стратегические объекты не только с экономической или транспортной точки зрения, но имеют критическое значение с военной точки зрения и безопасности. Поэтому чрезвычайно важным является недопущение любых рисков остановки или ограничения работы шлюзов на реке Днепр, и особенно недопущения аварий на этих шлюзах.
«Лишение финансирования ГП «Укрводшлях» приведет к абсолютной неспособности обеспечить предприятием выполнение работ по капитальному ремонту и обслуживанию шлюзов. К примеру, сегодня до сих пор закрыт из-за необходимости проведения капитального ремонта Каневский шлюз, что ставит под угрозу открытие навигации на этом участке Днепра, и как следствие, несет угрозу для всей речной отрасли. Последствия срыва ремонта Каневского шлюза могут быть катастрофические для экономики государства и имиджа надежного партнера, при этом бизнес будет вынужден нести значительные убытки», — подчеркнули эксперты.
В УЗА отмечают, что сегодня река Днепр приобретает все больший вес как транспортная артерия для перевозки грузов, в качестве альтернативы железной дороге и, особенно, автотранспорта. Речной транспорт может решить сразу несколько проблемных вопросов в логистике и транспортной отрасли Украины. Так, транспортировка зерна на экспорт рекой имеет свои преимущества — одна речная баржа может перевозить около 4тыс. т зерна. Для перевозки такого количества зерна автотранспортом нужно 200 грузовых автомобилей, а по железной дороге — 57 вагонов.
«Таким образом, развитие речного транспорта позволит уменьшить негативное влияние грузовых перевозок на дорожное хозяйство и на экологию, а также удешевит перевозки, в условиях дальнейшего роста производства зерна (в среднесрочной перспективе урожай составит в среднем 100 млн т в год) и невозможности перевозки дополнительных объемов по железной дороге через нехватку тяги и пропускной способности железной дороги», — уточнили в ассоациии.
УЗА обратилась к Президенту Украины Владимиру Зеленскому, Кабинету министров Украины и секретарю СНБОУ с просьбой исправить ситуацию и срочно принять меры для возобновления финансирования ГП «Укрводшлях» и восстановлению устойчивой работы предприятия. В первую очередь необходимо как можно быстрее завершить ремонты шлюзов и обеспечить бесперебойную работы всех шлюзов во время навигационного периода, а также для обеспечения национальной безопасности государства — обеспечить их круглосуточную охрану.