Руководство АО «Укрзализныця» 7 февраля во время заседания Экспортного офиса анонсировало намерение запретить использовать частные полувагоны для перевозки зерна.
Вероятно, что причиной такого решения является попытка не потерять сверхприбыльность услуг пользования вагонами УЗ, считают аналитики ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса».
«Укрзализныця» пытается удержать завышенную ставку на пользование собственными зерновозами — не менее 2795 грн/вагоносутки. Однако на аукционах на услуги зерновозов УЗ в январе 2023 года было приобретено лишь 12% выставленных вагоноотправок по средней ставке 2865 грн», — отмечают эксперты.
В то же время текущая рыночная стоимость пользования частными полувагонами стоит около 300 грн/сутки. К этому еще надо добавить стоимость специальных полимерных вкладышей, однако в итоге стоимость перевозки практически в 2 раза дешевле, чем в зерновозах УЗ, объясняют в УКАБ.
«Вместо того, чтобы снизить ставку на свои вагоны до рыночного уровня, «Укрзализныця» пытается административно отсечь конкуренцию и удерживать сверхприбыльность услуг пользования вагонами. Такие действия вполне могут считаться злоупотреблением монопольным положением», — отмечает генеральный директор УКАБ Роман Сластен.
Ассоциация «Украинский клуб аграрного бизнеса» выступает против такого ограничения и призывает руководство АО «Укрзализныця» воздержаться от этого шага, приблизить ставки на свои услуги к рыночным реалиям и соблюдать правила честной конкуренции.
Обновление
По данным УКАБ, и.о. председателя правления АО «Укрзализныця» Александр Камышин после консультаций с аграриями, министром аграрной политики Николаем Сольским и разговора с вице-премьер-министром Александром Кубраковым принял решение пока не запрещать перевозку зерна в полувагонах.