Украина в сентябре – апреле 2025/26 МГ экспортировала только 3,3 млн т подсолнечного масла, что на четверть уступает показателю за аналогичный период прошлого сезона и стало минимальным объемом для указанного периода с 2016/17 МГ.
При этом ключевым рынком сбыта для украинского продукта остается ЕС, зато его позиции на рынке Азии ослабевают, сообщила аналитик масличного рынка ИА «АПК Информ» Светлана Киричок.
Среди основных причин снижения объемов экспорта эксперт отметила сокращение переработки подсолнечника, произошедшее на фоне снижения урожая данной масличной культуры в Украине в прошлом году до минимального показателя с 2016 года, а также слабых продаж сырья аграриями и отрицательной маржи переработки.
По ее словам, Украина существенно потеряла свои позиции на азиатском рынке вследствие сложной логистики и высокой конкуренции со стороны более дешевого соевого масла, а также подсолнечного масла российского и аргентинского происхождения.
В частности, в направлении Индии в текущем сезоне (сентябрь – март) наблюдается увеличение отгрузок украинского масла практически в 3 раза, однако первенство на данном рынке принадлежит российскому (чуть более 50% от подсолнечного масла, импортируемого Индией).
На китайском рынке доля импорта украинского подсолнечного масла за сентябрь – март упала до 15% (28% за этот же период в сезоне 2023/24), тогда как российское заняло примерно 61% (62%). К тому же в этом сезоне до 19% в общей структуре импорта подсолнечного масла Китаем пришлось на казахстанское масло (9%).
«Основным рынком сбыта для украинского подсолнечного масла остается рынок Евросоюза, где оно практически не имеет конкуренции. В этом направлении за 8 месяцев текущего сезона было отгружено чуть более половины от общего экспорта. Доля Украины в общей структуре импорта этого продукта Евросоюзом в текущем сезоне составляет почти 95%, хотя отгрузки в этом направлении снизились на 35%», — отметила Светлана Киричок.