Рынок международных автоперевозок может оказаться на грани остановки из-за несовершенных норм бронирования, а также в связи со вступлением в силу с 18 мая закона о мобилизации.
Об этом заявил вице-президент Ассоциации международных автоперевозчиков Украины Владимир Балин, сообщает «Укринформ».
«Водители отказываются выходить в рейсы, поскольку боятся, что их остановят на пунктах пропуска, а такие случаи уже есть, или, пересекая границу, бросают транспортные средства, груз и не возвращаются в Украину. Мы считаем, что это уже вскоре может привести к определенному коллапсу не только транспортной отрасли в Украине, но и в экономике в целом. Поэтому мы вместе с участниками рынка обращаемся к государственным органам с призывом о создании прозрачной и понятной системы бронирования — в нашем случае для водителей-международников и других специалистов», — сказал Балин.
Он подчеркнул, что существующая система бронирования не учитывает специфику отрасли. В частности, того факта, что подавляющее количество предприятий являются малыми и средними, в ней работают много ФОПов. В то время как постановление Кабинета Министров №76 по бронированию военнообязанных во время военного положения не регулирует вопрос предоставления брони именно для физических лиц – предпринимателей.
По мнению участников рынка, транспортную отрасль также следует рассматривать как критически важную для существования экономики наравне с агросектором, IT и другими.
«Также следует признать критически важными и ряд дефицитных для нашего рынка профессий, а именно водителей по международным перевозкам, электрогазосварщиков, слесарей-механиков — это те специалисты, подготовка которых требует определенного времени, и без которых не может функционировать более-менее крупное автопредприятие», — отметил представитель АсМАП.
По его информации, по состоянию на 6 мая в Министерство по развитию общин, территорий и инфраструктуры обратилось 18 компаний, из которых статус критически важного получили только 5. Сейчас, по оценкам участников рынка автоперевозок, бронь от мобилизации имеют менее 5% работников отрасли.
«Я не думаю, что по нашему рынку статус критичности смогут получить более 10% компаний. Слишком сложные критерии, которым нужно соответствовать. Но нам следует отыскать с государством баланс в потребностях для ВСУ, для экономики, в частности для автомобильного транспорта, который с начала войны обеспечил огромный объем экспортно-импортных операций из-за закрытия портов», — сказал Балин.
Кроме того, в ассоциации прогнозируют осложнение ситуации с 18 мая, когда вступит в силу новый закон о мобилизации.
«Сейчас к нам поступает информация, что якобы пограничники на пунктах пропуска уже предупреждают водителей, что с 18 мая без отметки в учетных документах они не будут их выпускать за границу. На сегодня таких указаний нет, но мы все понимаем, что с 18 мая у пограничников появится право требовать эти документы у любого человека. Мы не слышали о том, что государство планирует принимать какие-то меры для остановки с 18 мая международных грузовых и пассажирских перевозок именно на пунктах пропуска, и надеемся, что такой эта позиция и останется», — добавил руководитель АсПАМ.