Высокая стоимость фрахта, низкие цены на зерно и масличные культуры и дефицит флота сдерживают торговлю в основных речных портах Дуная и замедляют поставки по основному на сегодня для Украины экспортному маршруту.
Об этом сообщает GrainTrade.
Еще до завершения «зерновой сделки» торговля через Дунай набирала обороты, поскольку считалась значительно безопаснее. Но после обстрелов рф дунайских портов часть судовладельцев вышла из региона, а оставшиеся резко повысили ставки фрахта на фоне роста рисков. По данным Agricensus, с середины июля фрахт для каботажных судов вырос на 25 $/т — до 65 $/т.
«Многие забронированные для загрузки суда ожидают от терминала подтверждения наличия груза, прежде чем войти в порт. В очередях на вход и выход из Сулинского канала суда ожидают по 5-10 и более дней. На вход в канал сейчас стоят 90, а на выход — 40 судов», — объясняют эксперты.
Румыния планирует увеличить количество лоцманов (сейчас их работает 4-5 ежедневно), чтобы активизировать движение по Сулине, но неизвестно, произойдет ли это в ближайшее время. В то же время привлечь к работе украинских лоцманов Румыния отказалась.
«Украина открыла для движения канал в гирле Быстрое, но осадка судов там ограничена 7 метрами, поэтому он может использоваться только для захода в порт», — объясняют специалисты.
Аналогичная ситуация наблюдалась в мае-июне 2022 года до открытия зернового коридора. Тогда в очереди на вход в Дунай находилось 70 судов. И только после подписания 22 июля 2022 года «зернового соглашения» часть трейдеров начала работать через глубоководные порты Пивденный, Одесса и Черноморск.
«Сейчас непонятно, сможет ли Украина экспортировать зерно из портов Черного моря, хотя ВМС ВСУ и открыли временные гуманитарные коридоры. Но судовладельцы не рискуют заходить в черноморские порты, а страховые не покрывают риски, пока рф не подтвердит безопасность движения в регионе», — добавляют эксперты.