Такое мнение высказал и.о. главы Администрации морских портов Украины Райвис Вецкаганс в интервью «Делу».
«Согласно рекомендациям Мирового банка, мы разрабатываем методику по принципу «затраты +», которые включают текущие операционные расходы и необходимый ресурс для покрытия будущих инвестиций. Такая методика даст возможность гарантировать тот уровень доходов, который нам необходим для поддержания имеющейся инфраструктуры и реализации будущих проектов», — отметил он.
Соответственно, в каждом порту будут устанавливаться свои ставки портовых сборов, пояснил и.о. главы АМПУ.
«Но применяя такой метод для убыточных портов и увеличивая для них портовые сборы с целью покрытия убытков, мы их попросту «убьём». Чтобы не допустить такой ситуации, пока мы видим единственный выход — субсидировать убыточные порты за счет прибыльных», — сказал он.
Сейчас идет поиск оптимального метода расчета ставок портовых сборов с учетом их ранжирования для всех портов, отметил Вецкаганс.
«В то же время мы понимаем, что это не решит проблему убыточных портов, и пока не будет реализован процесс их приватизации, они не станут более конкурентоспособными. Для их «реанимации» нужны частные инвестиции, то есть убыточные порты необходимо отдать в концессию или приватизировать», — добавил и.о. главы АМПУ.
Он подчеркнул, что приватизации не стоит бояться, ведь на сегодняшний день цифры говорят сами за себя: с 2013 года частные стивидоры нарастили грузооборот на 7%, тогда как госстивидоры сократили на 41%.
«Прибыль госстивидоров в 2015 году составляла больше $120 млн, по результатам за 2017 год этот показатель снизился до $26 млн. Поэтому решение Кабмина о включении 13 государственных стивидоров в список объектов, подлежащих приватизации в 2018–2020 годах, очень целесообразное. Если не провести приватизацию, ситуация будет только ухудшаться», — считает Вецкаганс.