Мнение: Новый биржевой закон создаст аграриям новые проблемы

06 июня 2016, 16:00 1490

Украина давно требует нормативного усовершенствования биржевой торговли, однако предложенная редакция законопроекта №3498 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно регулируемых рынков и деривативов)» содержит положения, которые вызывают немало опасений и противоречий, в частности со стороны участников агросектора.

Такое мнение высказал директор «Аграрной биржи» Александр Марюхнич, сообщает пресс-служба торговой площадки.

Более того, по его словам, проект содержит такие условия, при которых даже та небольшая часть игроков, которые осуществляют торговлю на бирже, откажется от биржевых контрактов и будет заключать сделки вне организованного рынка, который так пытаются «развить».

Для товарного биржевого рынка изменится очень много. Есть положительные моменты, однако законопроект содержит немало норм, которые заставят рынок регрессировать.

Среди плюсов:

  • Требования к уставному капиталу товарных бирж, который будет увеличен до 15 млн грн. Это позволит ликвидировать номинальные карманные биржи, которые не имеют ничего общего с биржевой торговлей (а таких более 550), и оставить реальные биржи, количество которых вряд ли составит больше 10. Такое решение позволит, во-первых, консолидировать биржевой рынок, а во-вторых, повысить уровень ответственности участников торгов и биржевой инфраструктуры, внедрив действенный арбитраж, систему гарантирования исполнения сделок, клиринг и тому подобное.
  • Попытки урегулировать в Украине вопросы производных финансовых инструментов, базовым активом которых является товар, что позволит в дальнейшем построить биржу мирового уровня в Украине, в первую очередь для торговли зерном.

Среди минусов:

  • Чрезмерная зарегулированность рынка со стороны Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР): лицензирование, многочисленные разрешительные процедуры и права на вмешательство в деятельность участников рынка, немало отсылочных норм, которыми закон позволяет НКЦБФР устанавливать отдельные требования к участникам рынка, чрезмерные требования к торговым посредникам.
  • Не достаточно четкое разграничение между сделками на организованном и внебиржевом рынках, в результате чего контракт, который содержит признаки, присущие финансовому инструменту и заключен не на бирже, может быть признан недействительным, а контрагенты по соглашению — привлечены к ответственности.
  • Невозможность производителей осуществлять торговлю собственными товарами на бирже без участия посредников.
  • Отсутствие механизмов формирования ликвидности на организованном рынке и не решает вопрос преимуществ торговли на бирже, и побуждает продавцов и покупателей заключать прямые соглашения или торговать «с поля», как на аграрном рынке.

«Этот закон действительно нужен, но не в том варианте, который есть. Необходимо, прежде всего, создать условия и возможности, а не ограничения и преграды. Украина одна из лидеров-экспортеров зерна на мировом рынке, а среди других — единственная, кто не имеет собственного биржевого центра», — говорит Александр Марюхнич.

На его взгляд, идеальный вариант для Украины — это сформировать несколько мощных товарных бирж (в том числе и на базе реально функционирующих) с развитой инфраструктурой, технологиями и торговыми механизмами, которые построены на основе лучших мировых практиках. Возможно, стоит привлечь иностранные инвестиции в качестве дополнительного капитала или систем электронных биржевых торгов известных международных торговых площадок.

После этого можно и нужно развивать каждую отдельную биржу по определенным направлением: одна — в аграрном, другая — в энергетическом и т.д. В свою очередь, предложенный законопроект, к сожалению, не решает поставленных задач, а принятие в текущей редакции приведет к необратимым и нежелательным последствиям не только для товарных биржевых рынков, но и для бизнеса и экономики Украины в целом, подытожил директор «Аграрной биржи».