Об этом заявил первый заместитель министра аграрной политики и продовольствия Украины Максим Мартынюк в своей колонке на «Европейской правде».
«Проблемы железнодорожной логистики относительно новые и сформировались под влиянием двух факторов: увеличение урожаев (по некоторым культурам в два раза в десятилетнем периоде) с соответствующим ростом экспорта на фоне введения весовых лимитов на автоперевозки два года назад. Проблемы были бы куда более масштабными, если бы зерновикам пришлось конкурировать за железнодорожную инфраструктуру с металлургами, однако объем перевозок последних с 2013 года существенно упал», — написал он.
По его словам, главная проблема логистики на железной дороге — не в количестве вагонов, а в недостатке локомотивов.
«Долгое время бытовало мнение, что корень проблемы кроется в дефиците вагонов. Но практика показала, что это не так — до старта прошлого сезона мы подошли с 14 тыс. Вагонов, год назад их было 18,7 тыс. единиц, но помесячные объемы зернового экспорта от этого не увеличились. У одного агрохолдинга из ТОП-5 есть собственный парк из 300 вагонов, и они простаивают в ожидании отправки с удручающей регулярностью. «Укрзализныця» не успевает обеспечить их транспортировки. Это и подводит нас к первопричине проблемы: дефицита тяги, локомотивов », — отметил замминистра.
Он отметил, что функция обеспечения тягой остается полностью в ведении государства, хотя реформой «Укрзализныци» и предусмотрена постепенная либерализация.
«Однако, учитывая, что это наиболее выгодный сегмент cargo-перевозок, «Укрзализныця» не спешит расставаться с ним в пользу частных операторов. Поэтому в экспортном сезоне 2018/2019 мы будем действовать в условиях железнодорожного статус-кв. На сегодняшний день в «Укрзализныце» есть около 2000 электровозов и столько же тепловозов, но их износ превышает 90%», — заявил Максим Мартынюк.
По его словами, исторически зафиксирована технологический предел инфраструктуры — 5,5 млн т экспорта зерна в месяц.
«Однако эта цифра формировалась за счет учета неотгруженный в предыдущем периоде объемов, простоев судов и тому подобное. Обеспечить такую интенсивность отгрузок хотя бы в течение двух месяцев физически невозможно. Это означает, что более или менее резкий скачок объемов экспорта может оказаться непосильным, и дельта всего в 10-15% может стать критической», — считает Мартынюк.
Он отметил, что положительным становится зарзвитие инфраструктуры портовых терминалов и подъездных путей.
«Еще одна хорошая новость: часть железнодорожных веток активно електрификуеться, что позволит их задействовать в Николаевской и Одесской направлениях. Итак, при прочих равных условиях сезон 2018/2019 отрасль пройдет успешно. Скорее всего, мы выйдем на урожай сопоставим с прошлогодним (хотя некоторые участники рынка осторожно прогнозируют рост на 2-4 млн тонн) и соответствующий экспорт — около 45 млн т», — сказал Мартынюк, отметив, что «Укрзализныця» может невольно стать стоппером развития агропромышленного комплекса и экономики Украины в целом.