Столыпинская аграрная реформа длилась 10 лет — 5 при жизни Петра Аркадьевича, и еще 5 после его смерти. Благодаря ей многие считают Столыпина чуть ли не самым выдающимся реформатором. Конечно, не стоит идеализировать этого политика-реакционера, ставшего на путь решительных реформ только под натиском обстоятельств. Но, как показывает история, именно исключительные обстоятельства раскрывают по-настоящему ярких личностей.
Если сравнивать условия, в которых происходили реформы в сельском хозяйстве тогда и сейчас, то параллели очевидны, но результаты почему-то противоположны. Если сто лет назад был избыток активного сельского населения, то сейчас ощутима нехватка тех, кто готов посвятить себя сельскому хозяйству. В связи с этим привлечение к фермерству в Украине заинтересованных иностранцев выглядит вполне логичным.
Проблема пока заключается в отсутствии сильного лидера с хорошей командой, способного заняться внедрением аграрных реформ. До сих пор личности соответствующего калибра на высшем уровне не просматривалось. То ли слишком сложное и ответственное задание перед ним, то ли ореол и тень Столыпина до сих пор витает над киевскими холмами и отпугивает смельчака...
Поэтому обратимся к специалистам в области аграрной науки и практики, чтобы оценить ситуацию.
«По моему мнению, сегодня в Украине нет совершенного законодательства, которое обеспечивало бы эффективное проведение земельной реформы. Скорее всего, властная верхушка не знает, что после отмены моратория на продажу земли делать с третью населения Украины — крестьянами, из которых почти половина — владельцы земельных паев, для которых арендная плата является постоянным источником доходов. По прогнозам, уже через год после отмены моратория на рынок выйдут не менее 10% из 7 млн владельцев земельных паев. Поэтому чиновники размышляют над тем, что произойдет на второй-третий год после того, как эти люди останутся без земли», — говорит заведующий отделом проблем аграрного и земельного права Института государства и права имени В.М. Корецкого НАН Украины Павел Кулинич.
Итак, ученые советуют действовать по принципу: «Семь раз отмерь...».
«Мораторий на продажу земель сельхозназначения заканчивается 31 декабря 2016 г. Осенью мы активизируем дискуссию с экспертной средой относительно перспектив его отмены. Я считаю, что оптимальным вариантом для Украины было бы введение рынка сельхозземель в полную силу в 2019 г. В законопроекте об обороте сельхозземель, который разработал Госгеокадастр, зафиксировано ограничение на уровне 200 га в одни руки. В отличие от многих теоретиков, мы эту цифру можем обосновать. Семья из 4 человек сможет обрабатывать 800 га, что соответствует небольшому фермерскому хозяйству. Разве не такой формат мы хотим развить в Украине?», — считает первый заместитель министра аграрной политики и продовольствия Украины Максим Мартынюк.
Это уже ближе к столыпинской концепции крестьянина-хозяина.
И, как итог — позиция министра аграрной политики и продовольствия Украины Тараса Кутового. «Мы — первое министерство, которое уже запускает Офис в действие. В состав Офиса войдут 30 реформаторов, которые будут помогать проводить изменения в ведомстве. Сегодня это пятерка, которая уже прошла открытый конкурс и дальнейшее собеседование в Европейской комиссии. Полный состав сформируем до сентября (речь идет об Офисе поддержки реформ при Министерстве аграрной политики и продовольствия Украины, который создан при поддержке иностранных доноров и представителей ЕС, — прим. Авт.). Большие агрокорпорации имеют уже достаточно неплохой уровень развития. А что касается средних и малых, то их урожайность примерно вдвое меньше, чем у тех, кто технологически подкован. Именно за счет малых и средних компаний в будущем будет расти вал продукции», — акцентирует внимание на сущности реформ министр.
Действительно, с каждым днем становится очевидным, что агрохолдинги заводят аграрное развитие в тупик: засорение окружающей среды химией, истощение земли, низкая эффективность из-за зависимости массовых культур от низких мировых цен, деградация села и страны в целом.
Ориентация исключительно на внешний рынок как приоритет показала свою пагубность. Доказательство этому — отрицательная демография. Должна быть ориентация прежде всего на развитие внутреннего рынка, как это принято в Европе, и на подъем производительных сил в сельском хозяйстве, ведь именно человеческий ресурс является двигателем потребительского спроса.
По данным Минэкономразвития, среднестатистический украинец потребляет мяса, рыбы, молока и ягод в объеме 60-70% от нормы рационального потребления. Украина входит в тройку мировых экспортеров зерна после США и Евросоюза. В то же время страна зависима от импорта мяса, молока, рыбы, фруктов. По словам генерального директора Украинского клуба аграрного бизнеса Тараса Высоцкого, производство исключительно экспортно-ориентированных зерновых и масличных культур не сказывается положительно на экономике государства. Он подчеркивает, что нужно поддержать важные, перспективные для внутреннего потребления и укрепления ВВП отрасли.
Поэтому-то и видно молодым реформаторам альтернативный путь — фермерство во всех его ипостасях, а не только в растениеводстве, переход к органическому земледелию, применение различных форм объединений и кооперации.
Когда-то на эту дорогу твердо стал Петр Столыпин. Террор, война и революция не позволили внедрить задуманное. Сейчас происходит нечто похожее. Преимущество в другом — ставке не только на единоличного лидера, но и на его образованных, энергичных членов команды и необратимость движения вперед всего Государства.
Николай Шкурко, генеральный директор ООО «Просветительско-
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.