Такое мнение высказал эксперт рынка железнодорожных перевозок зерновых и масличных культур Сергей Кириленко в комментарии ИА «АПК-Информ».
«Сейчас в долгосрочных арендах частных вагонов-зерновозов ставка составляет 150-200 грн/сут., в краткосрочных — 250-300 грн/сут. В свою очередь, руководство «Укрзализныця» устанавливает ставку в размере 450 грн/сут., тем самым оставляя их неконкурентоспособными даже после снижения ставки с 1 февраля текущего года», — пояснил Кириленко.
По мнению эксперта, к этому привели две вещи: неурожай сельхозпродукции в Украине в текущем году и профицит вагонов.
«После чрезмерной коррупционной составляющей в УЗ при распределении и подаче вагонов в предыдущие годы компании начали вкладывать средства в собственный ж/д парк, строя вагоны в кредит или за полную оплату, или завозя их из заграницы. Так, на украинском рынке появилось много так называемых «вагоно-блях» — вагонов, которые закончили срок службы в соседних государствах и продолжают использоваться у нас. Замечу, что даже сейчас состояние вагонов УЗ не может конкурировать со списанными вагонами соседних государств, которые доживают свои дни в Украине», — отметил он.
Однако, по мнению Кириленко, использование «вагоно-блях» ломает рынок ж/д перевозок Украины, потому что в большинстве случаев операторы не могут позволить себе их парковку и простой, поэтому демпингуют.
«Нередко операторы «вагоно-блях» устанавливают ставку дешевле даже, чем сугубо железнодорожный тарифный сбор, чем вызывают полное несоответствие ставок для других перевозчиков. И такие демпингари не учитывают износ вагонов, которые у них в использовании, смету ремонтов этих вагонов, в т.ч. капитальных», — подчеркнул Кириленко.