Эксперт: Риски от запуска частной тяги есть, но вопрос нужно срочно решать

22 ноября 2018, 15:34 1009

Вопрос реформирования «Укрзализныци» — вопрос сложный и неоднозначный, но ситуация в отрасли уже — критичная, медлить просто нельзя.

Такое мнение заместитель генерального директора по вопросам вагоностроения и ремонта «Аурум Груп» Андрей Червоный в блоге на НВ.

По мнению эксперта Украине есть чему поучиться у Европы в вопросе внедрения частной тяги. Существование вертикально-интегрированной государственной монополии — неэффективно. 

«В этой связи для Украины интересен опыт Германии, где с либерализацией, на рынке железнодорожных перевозок появились новые игроки — 451 компания. До 1990 года долг госмонополиста железных дорог в Германии составлял около 50 млрд немецких марок, и либерализация вывела компанию в прибыль», — отметил он. 

По данным Андрея Червоного, если сравнивать период до внедрения реформы, — 1994 год, то уже после, — 2016 год, использование железнодорожной сети стало на 32% эффективнее, средняя заработная плата выросла на 86%, доход Deutsche Bahn AG (основной железнодорожный оператор со 100% государственным участием) — на 174%.

Он также очертил ряд рисков от запуска частной тяги на железную дорогу. 

«Основные риски от внедрения частной тяги для страны — это: дискриминация частных операторов; банкротство госоператора; медленное внедрение реформ. Как видим, все риски достаточно серьезны, но третий, на мой взгляд, самый критичный», — считает Червоный.

Эксперт подчеркнул, что сейчас важно, чтобы все участники процесса подготовки реформ на железной дороге опирались не на свои локальные интересы, а объединились и решали сейчас этот комплекс вопросов сообща, открыто и честно, руководствуясь исключительно интересами страны.