Эксперт: Стоимость использования вагона-зерновоза может быть ниже в 2-3 раза

26 ноября 2021, 09:45 2675

На сегодняшний день для «Укрзализныци» стало нормой не выполнять нормативные сроки доставки вагонов. Они могут ехать в 2-3 раза дольше нормативных сроков. Такое системное опоздание вагонов создает их дефицит и увеличивает сумму вагонной составляющей (аренды).

Об этом AgroPortal.ua рассказал эксперт по аграрной логистике Алексей Шахов, комментируя вопрос об экономических основаниях удорожания стоимости использования вагона-зерновоза парка АО «Укрзализныця».

«На первый взгляд, сегодня рынок вагонов-зерновозов в Украине дерегулирован. Доля рабочих вагонов «Укрзализныци», по словам ее руководства, составляет около 27%, или примерно 7 тыс. единиц. Остальные 73% вагонов-зерновозов — в собственности частных компаний. Условия использования вагонов тоже вроде бы одинаковые, но не все так однозначно… В них и скрывается столь высокая стоимость», — объясняет Алексей Шахов.

По его словам, у «Укрзализныци», как у монополиста инфраструктуры, остаются обязанности по выполнению нормативного срока доставки вагонов, но практически отсутствует ответственность за невыполнение этих сроков.

«Понимаем, что вагон имеет свою рыночную стоимость использования или еще ее называют стоимостью суточной аренды. Когда собственный вагон арендуется на определенный рейс для перевозки грузов, стоимость вагона за рейс определяется по факту использования (например, 10 суток × суточная цена за вагон = сумма использования вагона за рейс). Срок пребывания в рейсе собственного вагона определяется не по нормативным срокам доставки, а по желанию/возможности «Укрзализныци» доставить собственный вагон», — продолжает Алексей Шахов.

Стоимость использования вагонов «Укрзализныци» определяется по нормативным срокам доставки.

Алексей Шахов отмечает, что столь разный подход к образованию суммы использования вагона в рейсе создает дисбаланс суточной стоимости использования вагонов. Новый частный вагон, который по ряду параметров лучше вагона «Укрзализныци», по факту может стоить вдвое дешевле, чем вагоны «Укрзализныци», на аукционе «Прозорро.Продажи».

«Из-за некачественной работы «Укрзализныци» по обороту вагонов создается их дефицит. А дефицит вагонов и потребность в перевозке увеличивают стоимость суточного использования вагона», — отмечает Алексей Шахов.

Дополнительно к факторам повышения стоимости эксперт относит еще и конвенционный запрет, наложенный «Укрзализныцей» на вагоны собственности других государств.

«Раньше белорусские или прибалтийские вагоны могли заезжать на территорию Украины в пустом состоянии, грузиться зерновыми или продуктами переработки и возвращаться в свои страны. Сегодня такая возможность отсутствует», — объясняет Алексей Шахов.

По его мнению, действия и бездействие «Укрзализныци» породили столь высокую стоимость использования вагонов, поскольку при определенных условиях она может быть ниже в 2-3 раза.


Людмила Лебедь, AgroPortal.ua