Готовы ли украинские фермеры осваивать азиатские рынки?

07 декабря 2015, 07:20 1710

Завоевать азиатские рынки украинским фермерам, конечно же, очень хочется. Но для реализации этой цели одного лишь желания недостаточно.

В частности, по зерновым и масличным существует своеобразная монополия ориентированных на экспорт трейдеров. Об этом AgroPortal.ua рассказала председатель правления Всеукраинской общественной организации «Совет женщин-фермеров Украины» Людмила Клебанова:

Поставками на внешние рынки (в том числе, страны Азии) у нас занимаются транснациональные экспортеры, крупные агрохолдинги и государственные компании (ГПЗКУ). Вся разрешительная система в Украине выстроена «под них». В результате ситуация с экспортом у нас очень неоднозначная. С одной стороны, Украина занимает лидерские позиции в мировой торговле ряда с/х культур. С другой стороны, активными участниками этих процессов отечественные фермеры не являются.

Реалии таковы, что украинскому мелкому и среднему бизнесу, который представляет порядка 80% всего аграрного рынка, без привлечения посредника на внешний (неважно, азиатский или европейский) рынок со своей продукцией в одиночку просто не выйти.

На внешних рынках для импорта действуют жесткие правила, для вывоза продукции понадобятся специальные разрешительные документы — сертификаты качества и соответствия. Кроме того, высокая конкуренция на мировом рынке со стороны стран, с высоким уровнем финансовой господдержки средних и мелких сельхозпроизводителей, вгоняет в ступор отечественных предпринимателей. Финансовых, юридических и организационных ресурсов для полноценной работы за рубежом им катастрофически не хватает.

Работа на экспорт требует системного подхода с учетом особенностей каждого конкретного рынка. Мало быть уверенными в качественных характеристиках своей продукции, нужно быть готовыми (материально и морально) к решению целого ряда логистических и юридических задач.

К примеру, один из фермеров, который выращивает грибы в Львовской области потратил много времени и сил на поиск покупателей в Польше, но до поставок дело так и не дошло. Грибы полякам были нужны максимум на протяжении 48 часов с момента сбора урожая. Однако гарантировать покупателю быстрый проход таможни и соблюдение часового графика поставок украинский фермер не смог. В итоге — перспективный контракт был потерян.

Такие «мелочи» обязательно нужно учитывать. Чтобы выйти на новые рынки, нужно предварительно изучить его внутреннюю специфику. Элементарное незнание разговорного английского языка (не говоря уже о китайском или арабском) отрезает вариант самостоятельного поиска иностранных покупателей для малых и средних агропроизводителей.

Вариант «отвезем излишки на рынок» давным-давно устарел. Однако до закрытия российского рынка украинские фермеры, занимающиеся экспортом плодоовощной продукции, этого не осознавали. Поэтому сейчас внешние рынки сбыта — общая проблема для украинских фермеров. У предпринимателей не выходит адаптироваться к потере традиционных рынков сбыта (РФ). В результате — хозяйства массово закрываются или приостанавливают ранее прибыльный бизнес.
За последний год только по Одесской области свернули свою деятельность в сфере плодоовощеводства около 30% фермерских хозяйств.

Вопрос выживаемости и сбыта для мелкого агробизнеса актуален как никогда. Причем сейчас уже проблема не столько в поиске экспортных рынков, сколько в том, как не потерять свои позиции на рынке внутреннем.

Не зная, какой будет цена на энергоресурсы и воду через полгода-год, производители пребывают в растерянности и не спешат наращивать объемы выращиваемой продукции.

Чтобы отечественные фермеры действительно увидели для себя перспективу на азиатских рынках, государств у нужно уже сегодня начинать усиленную системную политику протекционизма украинской продукции на этих рынках и параллельно адаптировать условия работы на этих рынках для малого агробизнеса.

Хочу обратить особое внимание читателей на то, что Всеукраинская общественная организация «Совет женщин-фермеров Украины» при финансовой поддержке правительства Канады и Ассоциации МЕДА с мая 2015 года реализует Украинский проект бизнес-развития плодоовощеводства (УПБРП). Оказать содействие в освоении новых рынков сбыта для плодовощной продукции отечественного производства — одна из стратегических задач данного проекта.

Людмила Клебанова, председатель правления Всеукраинской общественной организации «Совет женщин-фермеров Украины»