Следующим этапом является производство и поставки за рубеж товаров первичной переработки. И в этом направлении украинские производители достигли определенных результатов. Мы экспортируем не семена подсолнечника, а подсолнечное масло, с каждым годом наращиваем объемы поставок соевого масла, жмыха и шрота, мяса птицы.
Как происходило развитие экспорта? В предыдущие 10-15 лет поставки аграрной продукции с определенной добавленной стоимостью, в том числе круп, мяса, молочной продукции в основном осуществлялись в страны СНГ, в основном, в Российскую Федерацию. После потери этого рынка два года назад, компании не успели переориентироваться на другие рынки. Но если проанализировать тренды 2015 года и текущего года, то можно увидеть, что постепенно, пусть даже на 3-5%, но сдвиг идет в сторону экспорта продукции с добавленной стоимостью.
К продукции с добавленной стоимостью для поставки за рубеж всегда высокие требования качества. Причем стандарты качества надо подтвердить не только на предприятии, но и на межправительственном уровне и получить разрешение. Например, сегодня у нас есть разрешение на экспорт в ЕС мяса птицы, молочной продукции, подается заявка на разрешение на другие виды мяса, положительные новости есть по Ближнему Востоку и Китаю. Цепочка действий здесь очень проста: согласование на межправительственном уровне, обеспечение необходимого качества и стандартов производства продукции и только потом выход на новые рынки. Украина движется в этом направлении. Однако, этот путь долгий и, к сожалению, мы начали его прокладывать буквально недавно.
Какой должна быть поддержка государства в наращивании производства продукции с добавленной стоимостью? Первое, что необходимо сделать, — обеспечить аграриям доступное финансирование. Агропереработка нуждается в инвестициях на более длительный период, чем классическое аграрное производство. Поэтому государство должно помочь агропроизводителям с дешевым долгосрочным финансированием. Второе, — учитывая, что эта продукция должна ориентироваться на экспорт, начать активно рекламировать, продвигать украинскую продукцию в потенциальных странах-импортерах: открывать торговые представительства и помогать компаниям с выходом на эти рынки.
Тарас Высоцкий, генеральный директор ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса» (AgroPortal.ua по материалам «Новое время»)