20 налоговых изменений от команды Зеленского: что о них думает бизнес

14 июня 2019, 10:00 3831

Команда Президента Владимира Зеленского уже больше месяца предлагает обществу обсудить 20 озвученных ею приоритетных налоговых изменений в Украине. Опрос 170 ключевых игроков ведущих отраслей экономики показал, что для них важна ответственность государства перед бизнесом, отмена плана по налогам и диджитализация.

Об этом рассказал партнёр проводившей опрос компании PwC Вячеслав Власов.

«Наш опрос показывает последовательность позиций прозрачного, законопослушного бизнеса. Из года в год этот бизнес требует чётких и относительно стабильных правил в налоговой сфере, простого и современного налогового администрирования со стороны фискальной службы, а также ответственности государства при злоупотреблениях чиновников. Проводимое совместно со Всемирным банком ежегодное исследование лёгкости уплаты налогов в разных странах — Paying Taxes — подтверждает, что такие изменения действительно помогут улучшить условия ведения бизнеса и инвестиционный климат в Украине», — объясняет он.

Вячеслав Власов уточнил, что у крупного бизнеса свои налоговые приоритеты, а у среднего и мелкого — свои, и каждая отрасль экономики имеет собственные налоговые проблемы.

«Тем не менее, наш опрос демонстрирует, что основные ожидания у разных бизнесов совпадают. И на первом месте находится поддержанное 70% респондентов введение финансовой ответственности государства перед бизнесом. Штрафы за неправомерные доначисления налогов, пени за несвоевременный возврат предоплаты или переплаты налогов помогут установить паритет в отношениях между фискальной службой и налогоплательщиками и уменьшить количество необоснованных налоговых претензий, равно как и просьб к бизнесу оплатить налоги раньше или в большем размере», — рассказал он.

Той же цели поможет достичь отказ от годовых (квартальных, месячных) планов по сбору налогов, поддержанный 66% опрошенных, считает Власов.

«Бизнес никоим образом не призывает превратить сбор налогов в хаотичную процедуру и понимает степень важности планирования для целей наполнения государственного бюджета. В то же время любой план, особенно в условиях нестабильной экономики, должен быть обоснованным и гибким, а не константой, приводящей в движение репрессивный механизм налоговых доначислений и споров», — добавляет эксперт.

Крупный бизнес надеется на то, что государство начнёт пользоваться давно предусмотренной в законе возможностью заключения с ним так называемых предварительных соглашений о ценообразовании. Они позволяют государству и крупному бизнесу абсолютно легально «договориться» о взаимовыгодном налогообложении операций бизнеса со связанными лицами и внести элемент прогнозируемости при планировании налоговых обязательств (бюджетных поступлений).

«Речь об упрощении налогового администрирования ведётся не первый год, и эта тема по-прежнему остаётся одной из наиболее актуальных для бизнеса. 68% респондентов считают, что усовершенствование электронного кабинета налогоплательщика, перевод всех налоговых процедур в электронный формат должны стать приоритетом нового Президента и правительства. Деперсонификация отношений бизнеса и фискальной службы — это не только современный тренд цифровой эпохи, но и действенное решение для предотвращения коррупции в налоговой сфере», — отмечает Вячеслав Власов.

62% опрошенных считает, что работа налоговых органов должна быть переведена на электронные рельсы. Лучшим показателем прогресса в этом направлении может стать введение электронного налогового аудита, что в современном мире считается передовой практикой.

«Это очень непростое и дорогостоящее для государства решение, но за ним будущее, и инвестировать в него нужно уже сейчас. Бизнес поддержит эту инициативу, если государство сможет обеспечить конфиденциальность данных, полученных в электронном виде», — объясняет эксперт.

Введение единого счёта для уплаты налогов, поддержанное 57% респондентов, — не новая идея, которая никак не может сдвинуться с мертвой точки, напомнил Вячеслав Власов.

«Это относительно простое решение может существенно облегчить жизнь как крупному, так и среднему и мелкому бизнесу, равно как и физическим лицам, которым не придётся постоянно отслеживать изменения реквизитов разных счетов для уплаты разных налогов, писать заявления на зачет или возврат налогов и т. д. Мы слышим, что фискальная служба и казначейство опасаются существенного увеличения объемов работы по отслеживанию налоговых поступлений, распределению их по разным бюджетам и бюджетным счетам. Но если государство всерьёз займется заявленной диджитализацией, этот процесс потребует всего лишь грамотного программирования», — объясняет эксперт.

Наконец, поддержка бизнесом декриминализации налоговых нарушений (51% респондентов) была вполне ожидаемой и не требует особых комментариев, считает Власов.

Кроме того, по его мнению, очень важным вопросом, который выпал из дискуссии, является стабильность налогового законодательства.

«Какими бы ни были предложенные изменения, для бизнеса важно, чтобы они не менялись каждый год. Ни для кого не секрет, что у нас в стране постоянно нарушается правило изменения налоговых законов не позднее чем за 6 месяцев до наступления нового финансового года. Если это правило не работает, не стоит ли ввести более строгое, например, с запретом вносить изменения, ухудшающие положение налогоплательщиков, в течение нескольких лет?» — задается вопросом эксперт.


AgroPortal.ua по материалам НВ