AgroPortal.ua побывал на открытии нового предприятия в Диканьке. Оно особенно интересно тем, что является стартапом менеджеров ООО «Укролия», выпускников ведущих украинских бизнес-школ — Киево-Могилянской бизнес-школы и Международного института менеджмента. Реализовали его менее чем за год.
Инвестиции. В завод вложены 50 млн грн долгосрочных кредитных средств «Укрэксимбанка» и «ПроКредит Банка». Окупить инвестиции планируется в течение 5 лет.
Особенность продукта. «Занять новую нишу нам удалось, — гордится директор по развитию нового завода «Укролия Органик» Юрий Шевченко. — Следующая непростая задача — удержать тот уровень, который мы себе наметили. Мы подготовили площадку для производства особого продукта, и у нас есть социально ответственный проект, направленный на оздоровление нации».
Инициаторы. Хотя Юрий Шевченко и шутит относительно мистики, которая до сих пор живет в Диканьке еще с гоголевских времен, однако у органической инициативы здесь есть вполне логичное объяснение. И оно основано на традиции. К созданию именно органического предприятия производителей подтолкнул молодой руководитель знаменитого ЧП «Агроэкология» Глеб Лукьяненко. Хозяйство, основанное его дедом, дважды Героем Украины Семеном Антонцем, в соседних Шишацкому и Зиньковском районах уже на протяжении 40 лет производит исключительно органическую продукцию без использования каких-либо химических препаратов.
«Нам очень приятно, что наше здоровое зерно, которое до сих пор выезжало за границу, теперь будет оставаться в Украине вместе с добавленной стоимостью благодаря местной переработке. Мы не будем терять в деньгах, ведь завод хорошо платит своим поставщикам сырья. Вместе доказываем, что такие взаимовыгодные проекты в Украине реальные и достижимые», — говорит Глеб Лукьяненко.
AgroPortal.ua увидел на складе нового завода первую партию органических семян, которые поступили от «Агроэкологии». Именно его переработкой торжественно запустили производство 24 ноября.
Риски. Одним из главных рисков для нового производства специалисты называют обеспечение достаточного количества постоянных поставщиков качественного органического сырья. Недаром именно представители хозяйств-производителей органических сои и подсолнечника были главными гостями торжеств открытия нового завода.
Партнеры. «Команда «Укролия Органик» очень активно и грамотно собирала информацию в регионе. Нам как близким соседям приятно стать их партнерами, — заверил исполнительный директор агропромышленной группы «Арника» Олег Максак. — Уверен, что эти мощности не будут простаивать.
«Арника» сейчас является одним из ключевых игроков на органическом рынке. Мы не только производим продукцию, но и имеем собственную переработку. Однако у нас другое оборудование, ориентированное на другие продукты. Мы никоим образом не будем конкурентами внутри украинского рынка. В украинской органике нет конкурентов, потому что у нас спрос превышает предложение. Мы партнеры, готовые к взаимопомощи. Рассматриваем совместные проекты по переработке сои и подсолнечника.
В органике партнеры — это союзники, которые живут и работают в соответствии с особой идеологией, у нас своя отдельная философия. Поэтому мы быстро находим друг друга, общаемся на другом ментальном уровне, который предполагает особое доверие и ответственность. Сейчас желаем успеха новому предприятию именно на украинском рынке. Потому что украинская органика уже завоевала авторитет в мире, там есть динамика. Теперь надо нам совместно творить успех и внутри страны».
Фермеры. Полтавское общество «Кварк», у которого чуть более 500 га земли, уже 12 лет сознательно выращивает органическую продукцию, хорошо зарабатывает на регулярных поставках в Европу. Но его гендиректор Василий Лобан готов переориентировать свои партии сои на новое предприятие в Диканьке: «Сейчас сою сбываю по €600/т. Отечественному переработчику уступлю, у меня ведь тоже будет меньше проблем, связанных с таможней, например. Однако, конечно, моя продукция не будет слишком дешевой, потому что дается нелегко. К примеру, только анализ за рубежом мне обошелся в €40 тыс. Гарантированное качество дорого стоит, надо всем привыкать к этому.
У меня есть для нового завода почти 70 тонн своей сои. Чем больше игроков будет на органическом рынке — тем всем нам лучше».
Григорий Чикриж из ЧСП «Агрофирма Украина-Говтва» Козельщинского района еще в 1996 году отказался от химии на своих полях. Прошел различные испытания, пока три года назад официально не сертифицировался. Поэтому теперь цены и, соответственно, заработки у фермера стали ощутимо лучше. Ориентируется на сорта культур отечественной селекции, уверен, что они более выносливы в его регионе и семена гарантированно не обрабатывались никакими химикатами. «Мы расположены в 100 км от Диканьки, логистика будет выгодной. И цена переработчика меня устраивает, — уже подсчитал Григорий Чикриж. — Одну машину с моим подсолнухом «Укролия Органик» уже взяли, еще приготовил для них 240 тонн».
База. Новый завод вырос на платформе известной компании «Укролия», которая 16 лет работает в Украине и занимает 15% внутреннего рынка подсолнечного масла. Потребитель знает ее по торговым маркам «Диканька», GARNA, «Диканьский хуторок», «Маслинка», которые присутствуют в сетях «АТБ», «Новус», «Сильпо» и др. Практикует изготовление масла из высокоолеиновых сортов подсолнечника. Работает с более чем 100 дистрибьюторами. Продукция «Укролия» экспортируется в 40 стран мира.
Органическое направление — новое для компании. Построили под него абсолютно новые отдельные мощности и склады в Диканьке. Производственный цикл и технологии предприятия сертифицированы IOAS, согласно стандартам сертификации органического производства и переработки Европейского союза.
Полученное масло характеризуется гарантированным отсутствием в его составе пестицидов.
Мощности. Завод «Укролия Органик» рассчитан на переработку 50 т подсолнечника и 120 т сои в сутки. Цеха оснащены современным, лучшим в своем классе прессом производства Хорольского механического завода, установкой рафинации черниговской фирмы «ТАН», уникальным для Украины пробоотборником французской фирмы Heron.
Степень автоматизации — максимальная для такого типа производства. Одну смену обслуживают трое работников.
Энергосбережение, побочные продукты. Завод «Укролия Органик» является энергонезависимым, безотходным, здесь не используется газ, а сжигаются продукты собственного производства.
Юрий Шевченко отмечает, что дополнительную коммерцию можно делать и на реализации шелухи семян подсолнечника, которую применяют для удобрения производители органических грибов, картофеля, ягод. Таких производителей становится больше, они как раз сейчас проходят органическую сертификацию.
Кроме того, расположенный неподалеку комбикормовый завод уже готов принимать жмых для производства органических комбикормов.
«Укролия Органик» запланировал, кроме собственно подсолнечного и соевого масла, изготавливать в год 7100 т подсолнечного жмыха, 3000 т шелухи подсолнечника, 39 500 т соевого жмыха.
Роль для местной общины. Новый завод создал дополнительных 60 рабочих мест для местных жителей. «За последние два года в области появилось 12 новых органических предприятий, — констатировал директор департамента агропромышленного развития Полтавской ОГА Сергей Фролов. — Сейчас уже есть 21 сертифицированное предприятие. Под органику занято почти 20 тыс. га в Полтавской области, что составляет 1,5% сельскохозяйственных угодий области. Этот показатель выше общеукраинского. Мы видим, что аграриям с каждым годом интереснее производить органическое сырье, которое становится коммерчески привлекательным продуктом».
Органический кластер. По сути, уже с самого начала работы новый завод подтверждает характерную для органического производства мировую тенденцию — создавать органические кластеры. Это когда разные предприятия, которые работают на определенной территории, объединяются вокруг одного производства и каждый получает свою выгоду. Действительно, новый завод «Укролия Органик» оснащен отечественным оборудованием, использует сырье местных аграриев, будет поставлять вторичную продукцию местным органическим предпринимателям.
Впрочем, отмечают на «Укролия Органик», охотно будут закупать сырье и у органических фермеров из других регионов.
Органический сентимент. «Кроме чисто коммерческих расчетов экономической целесообразности, окупаемости, наш стартап еще и интуитивно верит в успех, — обобщает директор по развитию нового завода «Укролия Органик» Юрий Шевченко. — У наших коллег из области органического производства есть своя отличительная особая философия. И она очень очевидная. В ней не деньги первичны, а вера в свой продукт, прослеживаемость всех процессов, доверие друг к другу. Понимаем, что в современном мире жесткой конкуренции такие сентиментальные вещи отошли на задний план. Но у нас такая ментальность. Формируем хорошую, правильную редкую атмосферу, где есть уверенность в здоровом продукте, в партнерах и в долгосрочном сотрудничестве».
Ирина Садовая, AgroPortal.ua