Цифровая трансформация: модное понятие или путь к оптимизации процессов?

05 мая 2020, 06:27 5795

Проводниками инноваций в агросекторе всегда выступают крупные аграрные компании. Именно они становятся двигателем изменений в технологическом мире. Это те компании, которые не ищут причины, почему инновации невозможны, не обвиняют государство или конкурентов, а вопреки даже сегодняшней пандемии корректируют свою деятельность и строят будущее.

Редакция AgroPortal.ua пообщалась с представителями самых инновационных агрохолдингов Украины по результатам 2019 года (согласно рейтингу delo.ua) и спросила у них о внедрении цифровых технологий, эффекте, который можно получить от использования инноваций, и насколько благоприятная в Украине среда для цифровой трансформации бизнеса.

Для каких целей ваша компания применяет инновационные цифровые технологии в первую очередь?

Для МХП ценность использования инновационных трендов в IТ-технологиях направлена на:

1. Уменьшение влияния человеческого фактора, оптимизацию трудозатрат и исключение ошибок.

2. Повышение точности и качества входных данных путем автоматического получения и проведения оценки их корректности.

3. Оценку успешности принятых решений в зависимости от полученных результатов и факторного анализа.

4. Накопление истории внесения изменений, создания и совершенствования математических моделей управления бизнес-процессами.

Двигаясь в этом направлении, в полную силу внедрен программный продукт DigitalAgroTech MHP, который используют все агропроизводственные предприятия холдинга. Этот инструмент позволяет формировать оперативные задания на выполнение полевых работ, обеспечивает автоматический сбор данных по оборудованию, выполняет формирование документов бухгалтерского учета за счет получения данных из приложения агрономов, системы GPS-мониторинга и контроля расхода топлива, накапливает в системе истории полей для возможности выбора оптимальной технологии в разрезе каждого поля на основе предыдущего опыта.

Плановые показатели эффективности внедрения проекта направлены на повышение урожайности за счет использования инструмента для оперативного реагирования на зафиксированные проблемы, необходимости внесения своевременных изменений в технологию, контроля качества выполнения технологических операций в режиме онлайн и принятия управленческих решений.

Стандартизация сбора данных с различных устройств, организация их хранения и обработки для дальнейшего анализа данных с использованием математического моделирования и искусственного интеллекта реализована на базе платформы Microsoft Azure.

В целом существует три основных функции IТ-технологий для любой компании. Первая — это поддержка бизнеса, то есть обеспечение непрерывности работы офиса, активов, сотрудников. Вторая — развитие, как с точки зрения увеличения активов, роста продаж и количества клиентов, так и с точки зрения качества обслуживания или повышения эффективности бизнес-процессов. А третья — это платформа для инноваций и трансформаций. В компании запущены проекты цифровой трансформации по всем направлениям: Трейдинг и Логистика, Агробизнес и Производственные активы (заводы, элеваторы и терминалы), которые используют такие технологии, как Big Data, IoT, Machine Learning, Artificial Intelligence и другие новейшие цифровые технологии.

На сегодняшний день диджитал-инструменты настолько глубоко интегрировались в производственную и менеджмент структуры компаний, что представить свой рабочий день без их использования стало невозможно: начиная с механизатора, который использует цифровые терминалы в тракторе для облегчения своей работы и контроля качества ее выполнения, и заканчивая топ-менеджером, который проводит анализ ключевых показателей компании на планшете в офисе. Поэтому можно сказать, что потребности, для которых такие инструменты используются, совершенно разнообразные, но все направлены на достижение одной цели — повышение эффективности работы.

Маржинальность агробизнеса снижается из года в год, и если компания хочет остаться на рынке и продолжить развиваться, необходимо максимально эффективно управлять земельным банком, производственными процессами, парком сельскохозяйственной техники и товарно-материальными ценностями, персоналом, своевременно реагировать на риски. А самое главное — делать всю управленческую работу онлайн с помощью современного программного обеспечения.

Решить эти задачи невозможно без качественного планирования, учета и анализа всей цепи производственных процессов с использованием современных IT-решений, которые максимально оцифровывают бизнес-процессы, дают мобильность и оперативность.

В связи с тем, что представленные на рынке IT-решения решали задачи агробизнеса частично, в 2017 году топ-менеджментом агропромышленного холдинга «Астарта-Киев» было принято решение создать программный продукт — экосистему, которая бы обеспечила все потребности компании, в первую очередь в отрасли растениеводства — сырьевой и кормовой базе для других видов бизнеса.

Для достижения поставленных целей была создана собственная inHouse-компания AgriChain. Многомодульная платформа объединила IT-решения, которые оптимизируют работу ключевых направлений деятельности предприятия: управление земельным банком, производством, мониторингом посевов, складом, закупками и поставками, техникой и ремонтами, логистикой ТМЦ и готовой продукции.

От какой из недавно внедренных вашей компанией цифровых технологий сегодня наблюдается наибольший эффект в производстве?

Один из примеров использования продуктивной и масштабированной платформы — разработка оптимизационной модели логистики зернового сырья. Собственный программный продукт компании используем для прогнозирования результатов деятельности по размещению урожая, реализации излишков сырья, закупке зерна с рынка и трейдингу. Оцениваем потенциальные возможности повышения эффективности путем снижения себестоимости зерновой компоненты комбикорма и увеличения маржи от операций реализации зерна по результатам альтернативных расчетов по более чем 10 млн вариантам перемещений.

Автоматизация работы с большими объемами данных дала возможность перехода от однотипных операций расчета к аналитической деятельности на основе полученных результатов:

1. Прогнозное моделирование показателей выращивания птицы.

2. Накопление исторических и оперативных данных метеоусловий для регулирования задач и изменения технологии производства.

3. Пользовательские интерфейсы отчетности BI: предоставление оперативных сводок, анализ рисковых показателей, прогноз развития и предложений по лучшим решениям.

Новая продуктивная и масштабированная платформа способствует дальнейшему росту бизнеса, поэтому мы не останавливаемся на достигнутом и продолжаем путь развития компании и ее специалистов.

Стоит отметить, что в период пандемии, когда компания перешла на удаленный график работы, команда МХП не почувствовала дискомфорта. А все потому, что у нас давно внедрена система виртуальных рабочих столов с полным доступом к необходимым документам и всем IT-сервисам компании. Уже внедрена культура проведения онлайн-совещаний, использования документов общего доступа и прочее.

Поэтому настроенная инфраструктура позволяет сотрудникам работать из любой точки мира так же комфортно, как и в офисе.

Использование мобильных приложений и Big Data позволило выполнять свою работу в любом месте и получать информацию для принятия решения в режиме реального времени. Использование имитационного моделирования и искусственного интеллекта в проекте управления логистическими процессами помогает логистам управлять тем, чтобы в порту всегда был необходимый объем продукции при минимальных затратах на перевозку. При этом система позволит выбрать баланс между авто- и железнодорожными перевозками или спрогнозировать проблемы в той или иной точке приема или отгрузки и предложить сценарии решения этой проблемы.

Еще один важный проект — автоматизация процессов трейдинга. Мы пошли путем комплексной автоматизации всего процесса закупки и продажи на базе платформы Microsoft Navision. Наша задача — помочь сотрудникам офисов закупок регистрировать договоры, подписывать их с помощью ЭЦП. Это позволяет им заключать сделки в короткие сроки, что очень важно в период уборки урожая. Кроме этого, мы строим и CRM-решение, которое также поможет офисам закупок управлять сотрудничеством с партнерами-фермерами. На следующем этапе мы планируем ввести модуль управления продажами и запасами. Таким образом, все сотрудники компании будут работать в единой информационной среде, основанной на единой ERP-платформе.

Нельзя не упомянуть об автоматизации процессов на наших активах: заводах, терминалах и элеваторах. Мы стремимся, чтобы эти процессы также использовали цифровые технологии для повышения параметров приема, переработки, перевалки. Например, чтобы повысить скорость приема на элеваторе и облегчить перемещение транспорта по территории элеватора. Водитель, подъезжая к элеватору, становится в электронную очередь и в нужный момент получает сообщение на телефон или видит свой номер на табло. Вес у нас определяется автоматически, без участия человека. И самое главное — эти данные вносятся в систему, поэтому терминал знает, что уже выехал автомобиль или состав с определенным грузом. То есть все IT-системы интегрированы между собой и в режиме реального времени обмениваются информацией.

Продукты AgriChain, которые внедрены и работают в компании, уже доказали свою экономическую эффективность. А особенно сейчас, когда мир охватила эпидемия, в нашей стране карантин, а посевная уже началась, сверхважно минимизировать контакты между работниками, максимально быстро реагировать на риски и отслеживать события в онлайн.

Например, с помощью модуля AgriChain Land уже происходит управление всей площадью земельного банка агропромышленного холдинга «Астарта-Киев».

Благодаря продукту был выявлен ряд проблем — недообработка, переобработка и технические потери. В результате первого года использования был получен реальный эффект, подтвержденный количественными и финансовыми показателями, около $7 с гектара.

При этом использование модуля AgriChain Farm — управление производством, который объединяет работу всех служб — агрономической, инженерной, диспетчерской, складской, бухгалтерской в онлайн-режиме с максимальной мобильностью всех участников, позволило достичь прямого экономического эффекта в размере $8,1 на га в первый год использования в одном из подразделений холдинга.

Сегодня, как никогда ранее, очень остро встал вопрос диджитализации бизнес-процессов. Теперь это не игрушки, прихоти или фичи. Оцифрованные бизнес-процессы, которыми можно управлять 24 на 7 из любой точки страны или мира, — это необходимость!

Внедрение всех высоких технологий в агро на данном этапе в основном делится на два больших блока: программное обеспечение и технические решения. И если говорить о прямом и ярко выраженном экономическом эффекте, то его, конечно, легче просчитать и увидеть в случае технических решений, работающих в полях: автопилоты, системы отключения секций на перекрытиях, контроль качества выполнения операций и т.п.

Благоприятная ли в Украине среда для цифровой трансформации бизнеса?

Наша компания продолжает отслеживать тренды, держать руку на пульсе инноваций, тестировать новые технологии и затем внедрять их в бизнес-процессы. Ведь только благодаря диджитализации мы можем управлять крупнейшим банком земли в Украине, транспортировать наибольшие объемы сырья на заводы компании и ежегодно наращивать объемы экспорта нашей продукции. На своем примере мы показываем, что выполнять такие трансформации в Украине вполне реально.

В период становления экономической стабильности и жесткой конкуренции возникают благоприятные условия для экспериментов, фантастических идей, новых шагов. И цифровая трансформация — это уже не инновационное решение, а требование сегодняшнего дня.

Украина, даже по сравнению с США, гораздо быстрее продвигается в развитии технологий в плане автоматизации рутинных операций и оптимизации бизнеса. Наша страна одна из тех, где можно применять то, что предлагает мировой инновационный рынок.

На самом деле это зависит от самого бизнеса, его руководителя, собственника или менеджера. В Украине есть много примеров, где цифровая трансформация проходит почти безболезненно и с максимальным «выхлопом». Тогда как диаметрально противоположных случаев тоже немало. Конечно, есть и объективные проблемы, такие как неприятие и избыточный консерватизм у работников на местах или недостаточно развитая цифровая инфраструктура.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Сегодня процесс цифровизации всех без исключения сегментов продовольственной цепи приобретает немалое значение. Для этого есть целый ряд объективных факторов, влияние которых лишь «выкристаллизовывается» в результате пандемии коронавируса. Так, учитывая текущие тенденции на энергетических рынках, можно с уверенностью сказать, что ценовая конъюнктура аграрных рынков будет реагировать соответствующим образом и меняться в сторону негатива.

Внедрение рынка земли будет иметь негативное влияние на инвестиционную способность бизнеса в краткосрочной перспективе. Также будет расти opportunity cost рабочей силы и важность удаленного управления процессами и персоналом. Заметные в последнее время экологические проблемы буквально «кричат» о том, что вопросами влияния изменений климата нужно было заниматься еще вчера. Инфраструктурные проблемы удорожают логистику, что серьезным образом сказывается не только на эффективности хранения и поставки аграрной продукции, но и на продовольственной безопасности. Налоговая нагрузка на предприятия будет расти, а государственная поддержка сельского хозяйства будет сокращаться ввиду крайней необходимости решения вышеупомянутых проблем.

Все эти факторы — угроза для эффективности и прибыльности ведения бизнеса. И, как показывают примеры успешных компаний, со всеми этими факторами помогают справляться инновации в области цифровых технологий как на уровне программного обеспечения для осуществления управленческих функций, так и в сфере технических решений для совершенствования производственных процессов.


Иванна Панасюк, AgroPortal.ua