Опустевшие полки маленьких и больших магазинов в первые недели полномасштабного вторжения россии на территорию Украины вводили в ступор украинцев, большинство из которых помнит, что такое дефицит товаров.
И хотя власть просила население сохранять спокойствие и не паниковать, длинные очереди свидетельствовали о другом. Менее чем через два месяца ситуация выровнялась. AgroPortal.ua разбирался, благодаря чему удалось погасить продовольственную панику.
К войне, сколько бы о ней ни говорили, нельзя быть готовым. Поэтому в первые дни логистика ритейла «легла»: нехватка рабочей силы, уничтоженная инфраструктура, перебои с поставками топлива и т.д. Вдобавок оккупанты уничтожали сами магазины и склады. Только под Броварами был разрушен крупнейший в Европе склад замороженной продукции Fozzi Group. В том же районе уничтожили овощехранилище и колбасный цех.
В областях, где не велись активные боевые действия, тоже фиксировались временные перебои с продовольствием. Здесь волонтеры массово закупали продукты питания для доставки в более пострадавшие регионы, что привело к исчезновению товаров с полок магазинов. Местные предприятия пищевой промышленности сместили акценты, формируя партии гуманитарной помощи. Кременчугский и Глобинский мясокомбинаты только 2 марта отправили по 5 т колбасной продукции на Киевщину, Харьковщину и Сумщину, а Уманский тепличный комбинат бесплатно раздал волонтерам томаты и огурцы, выращенные в теплицах предприятия.
Местные производители сознательно уходили в минус, чтобы выровнять ситуацию. В частности, производитель органической продукции «Дунайский аграрий» Роман Дяжук из Одесчины говорит, что в середине марта в магазинах не хватало яиц в целом, не говоря уже об органических.
«Мы отдавали наши органические яйца себе в минус только для того, чтобы сохранить продовольственную безопасность. К примеру, продуктовая сеть «Таврия В» сделала наценку на наши яйца в размере 8%. Органическое яйцо — 3,84 грн, а неорганическое — 3,30 грн. В довоенное время мы его отдавали в районе 5 грн», — комментирует производитель.
Также «Дунайский аграрий» договорились с одной местной сетью о сбыте батата 2 категории, который рассчитывали отдать на переработку, но решили передать на маркеты за 15 грн/кг. Это дешевле, чем картофель, который по 25 грн, и гораздо полезнее.
В целом, чтобы полки не выглядели пустыми, продовольственные сети закрывали часть магазинов, оставляя «опорные». В Ассоциации ритейлеров Украины посчитали, что больше чем за месяц войны закрылось около 17% от общего количества мини- и супермаркетов в Украине.
Уже в предпасхальные дни полки супермаркетов обеспечены не только социальными товарами, но вернулся почти весь ассортимент. Этому способствовало постановление правительства, согласно которому разрешено продавать импортные продукты без маркировки на украинском языке. Или же при закрытии мощностей в результате боевых действий использовать остатки упаковки по назначению на других мощностях, которые производят аналогичные пищевые продукты.
Собственные прямые импортные поставки товаров питания и продуктов первой необходимости из Польши, государств Балтии и Турции запустила сеть «АТБ». Такое решение компания приняла с учетом недостаточного количества соответствующих предложений от украинских производителей на внутреннем рынке, что обусловлено военными действиями и нахождением их на оккупированных территориях.
«Собственный импорт компании не имеет никакого отношения к гуманитарным поставкам соответствующих организаций и волонтерским движениям», — акцентирует ритейлер «АТБ».
На полках магазинов «Aшан Украина» появился также прямой импорт из Польши, Румынии, Венгрии и Чехии. В частности, из Польши поставлены товары быстрого приготовления, крупы, макароны, овсяные хлопья и гигиенические средства, из Румынии — рис, товары для животных, из Венгрии — дрожжи, из Чехии — паштеты и мясные консервы.
В «Aшан Украина» отмечают значительную потребность в мясных и рыбных консервах, большую партию которых ожидают в ближайшее время из других стран Европы.
В свою очередь производитель овощей и консервации ТМ «Стодола» Ян Островский сетует, что некоторые торговые сети с начала войны так и не рассчитались с ним за прошлые периоды, и сейчас недостаточно оборотных средств, чтобы обеспечить посевную. Его хозяйство находится на территории Николаевской области, поэтому фермер не может получить кредиты.
«В дальнейшем сотрудничать будем с теми сетями, которые лояльны к своим поставщикам. Многие склады супермаркетов уничтожили российские войска, но мы уже видим, что поставки активно налаживаются. Мы оцениваем, что овощи в этом году будут в дефиците из-за оккупации Херсонской области, где расположено больше всего их производителей. Поэтому будем производить максимум — не за счет увеличения площадей, а за счет эффективных сортов», — говорит Ян Островский.
«В мирное время часть импортной продукции завозилась с маркировкой на языке страны производства, и уже в Украине эта маркировка приводилась в соответствие с требованиями закона об информации для потребителей относительно пищевых продуктов», — объясняет директор Лиги производителей пищевых продуктов Геннадий Кузнецов.
То есть, де-факто украинцы покупают ту же продукцию, но в другой упаковке. Хотя, как подмечено в маркетах, присматриваются пристально. Здесь следует отметить, что кто-либо имеет право обратиться к продавцу с требованием предоставить информацию на украинском языке о пищевом продукте, маркировка которого ее не содержит. Сама партия, если она завезена легально, должна сопровождаться переводом на украинский язык.
Кроме крупных торговых сетей, прямой импорт по упрощенным процедурам начали некоторые международные производители, мощности которых в Украине были остановлены в результате боевых действий. Они завозят продукцию, изготовленную на других их заводах за рубежом. По такому пути пошла PepsiCo, за ней планирует последовать и компания Coca-Cola. Таким образом планируют действовать и компании непищевого сегмента, в частности табачная компания Philip Morris International, производственный центр которой в Харьковской области временно прекратил работу.
Поэтому компания в ближайшее время будет завозить в Украину свою продукцию в упаковке европейских стран. В то же время, как сообщают в PMI, вся импортируемая продукция будет иметь украинские марки акцизного налога, а также содержать напечатанную максимальную розничную цену и дату производства.
«Это чрезвычайное мероприятие. Мы надеемся, что сможем возобновить производство в Украине, как только это будет безопасно для наших работников. Мы стремимся обеспечить правительство необходимыми налоговыми поступлениями от импорта продукции, с которого будут уплачиваться соответствующие налоги и пошлины», — отмечает генеральный директор компании «Филип Моррис Украина» Максим Барабаш.
Отличить легальную табачную продукцию от контрабанды очень просто по трем основным признакам: наличие акцизной марки (может быть светло-зеленого, голубого или оранжево-зеленого цвета), максимальной розничной цены и даты производства (не раньше 1 апреля 2022 года) ), указанной на пачке.
Как видим, либерализация импортных операций со стороны государства и налаживание прямого импорта со стороны крупных предприятий и торговых сетей дали свои результаты. Украинцы не испытывают дефицита товаров, а значит, победа на продовольственном фронте — за нами.