Свою карьеру в аграрной сфере я начал в 2009 году. Тогда я пришел работать в СФГ «Прогресс» под руководством Михаила Лазаренко на должность заместителя директора по общим вопросам. После этого я работал в компании Monsanto, а с 2018 года — директор Одесского представительства LNZ Group.
Когда я пришел в аграрную сферу, сразу понял, что это мое
И хотя первое образование у меня техническое, и работать я начинал не в этой сфере, сельское хозяйство для меня всегда было своего рода «путеводной звездой».
К примеру, один мой дедушка был председателем колхоза, второй во времена НЭПа имел собственный аграрный бизнес. Его не раскулачили только потому, что его сын был красноармейцем.
Второе высшее образование я получал по специальности «Агрономия» в Уманском национальном университете садоводства.
А до этого я работал управляющим сетью АЗС в Одессе. Открывал ее с нуля и, на мой взгляд, добился достаточно высоких результатов. После этого работал в финансовой сфере, где тоже достиг достаточно многого.
Этот опыт, безусловно, мне помогает и в аграрной сфере. Поскольку аграрный сектор имеет множество пересечений с другими сферами, в том числе и с финансовой, и с технической. Поэтому я считаю, что одних знаний ассортимента семян и препаратов недостаточно: в работе аграриев возникает много вопросов и другого характера.
Быть с клиентом нужно не только когда у него все хорошо, но и когда дела не ладятся
Чтобы наладить с клиентом доверительные партнерские отношения, нужно помогать ему: организовать агрономическую поддержку, консультировать и быть с ним не только когда все хорошо, но и когда дела не ладятся.
В прошлом году, например, много наших клиентов пострадали от засухи и не имели возможности купить в этом году семена. Наша компания никого не бросила в беде: чтобы они могли посеяться, мы дали в кредит семена, СЗР, предоставили агрономическую поддержку. И это все чуть ли не под честное слово. Мы составили для наших клиентов технологию с учетом погодных условий в их регионе, чтобы она была оптимальной для каждого конкретного поля. Потому что где-то нужно обработать пшеницу фунгицидом один раз, а где-то — три. И клиенты, с которыми мы работаем давно, доверяют нам и понимают, что действительно так нужно, а не мы пытаемся им просто побольше продать.
Продукт и сервис — два взаимосвязанных элемента. Даже самый лучший продукт без оказания сервиса может подвести
Это как с машиной. Вы можете купить самый дорогой и самый качественный автомобиль, но если ему вовремя не оказывать сервис, рано или поздно он сломается. У нас качественные семена, но если бы мы их продавали, не предоставляя агрономической поддержки, многие аграрии понесли бы убытки из-за сорняков или заражения посевов болезнями. Поэтому нельзя делать ставку на что-то одно: и продукт должен быть хороший, и сервис.
С некоторыми клиентами я знаком по 10-12 лет, и нас уже связывают дружеские отношения
За месяц в среднем я проезжаю около 7 тысяч километров. С клиентами общаюсь постоянно. Меньше чем 15 звонков в день не бывает, а иногда — и по 40-50. С кем мы давно знакомы, могут звонить мне и утром, и вечером, и в выходные. Фермеры не успевают следить за всеми новыми разработками, ездить на обучения и семинары, а мы, благодаря LNZ Group, постоянно держим руку на пульсе и иногда шагаем не только в ногу со временем, но и опережаем его. Поэтому клиенты знают, что могут нам позвонить, уточнить интересующую информацию, получить качественную консультацию. Причем мне могут звонить даже те, кто нашу продукцию не покупал. Просто они знают, что я скажу, как есть: можно ли тем или иным препаратом работать, и если да, то дам рекомендацию по применению.
С такими предприятиями как «Джондир-Б», СФГ «Кристалл», «Агрофон» я работаю уже очень давно. С некоторыми клиентами я знаком по 10-12 лет, и нас уже связывают дружеские отношения.
Только когда ты любишь свое дело, ты получаешь высокий результат
Тем, кто начинает работать в аграрной сфере, я бы пожелал быть целеустремленными, трудолюбивыми и честными. Аграрная сфера, как и IT-технологии, не стоит на месте, потому всегда нужно самосовершенствоваться, обучаться и быть в курсе всего нового. Нужно быть готовым к ненормированному графику, особенно в горячий сезон, и, естественно, быть честным и открытым в отношениях со своими клиентами-партнерами.
Кроме того, я считаю, что заниматься нужно тем, что любишь. Только когда ты любишь свое дело, а не идешь на работу из-под палки, ты получаешь высокий результат.
Я люблю свою работу и потому не представляю себя на другом месте.
Я хочу быть примером для своей дочери
В свободное время я люблю рыбачить, но получается это очень редко, поэтому энергию и вдохновение я черпаю в своей семье: у меня замечательные жена и дочь. И когда я приезжаю домой уставший и попадаю в атмосферу любви и заботы, все остальное уже не имеет значения.
Я хочу быть примером для своей дочери и хочу, чтобы моя жена всегда чувствовала себя, как говорится, «за мужем».
Виктория Евтушенко, AgroPortal.ua