Новая философия: как превратить органику в выгодный бизнес

14 марта 2017, 07:00 5211

Международные партнеры уверяют Украину, что, даже несмотря на закрытость для импорта своих рынков, они готовы принимать органическую продукцию. Такой оптимистичный прогноз не стоит игнорировать, что, собственно, украинские агропроизводители и делают: объем экспорта органической продукции с 2010 по 2016 год вырос в 200 раз.

В общем, за последние 5 лет площади сельхозпредприятий, осуществляющих органическое производство, увеличились на 52%, объем внутреннего рынка органических продуктов вырос на 600%, на 90% больше стало операторов органического рынка.

«Особый оптимизм вызывает то, что органическая продукция экспортируется из Украины на высококонкурентные и развитые рынки, которые продолжают расширяться. Например, органический рынок Канады и США впервые пересечет в этом году отметку в $50 млрд. Европейский рынок органической продукции уже составляет более €30 млрд. К 2025 году глобальный сельскохозяйственный органический рынок вырастет до $426 млрд. Все это открывает перспективы для Украины», — говорит заместитель министра аграрной политики и продовольствия по вопросам евроинтеграции Ольга Трофимцева.

По ее словам, ассортимент органической продукции достаточно ограничен, поэтому на рынке много сегментов, где конкуренция и вовсе отсутствует. При этом Ольга Трофимцева советует не концентрироваться только на рынке Европейского союза (хотя сейчас там реализуется 85% нашей органической продукции), а смотреть и на все другие государства Европы, например, Скандинавию, а также на страны Ближнего Востока.

«Недавно порадовала новость об экспорте органического украинского меда в Японию», — констатировала она.

Между тем, AgroPortal.ua записал несколько советов, которые дали известные и успешные практики органического производства. Итак, как превратить органический бизнес в выгодный и прибыльный?

Владелец — романтик, директор — финансист

Директор компании Organik Milk Елена Стретович прониклась романтической идеей органического производства, но в то же время является прагматичным финансистом. Поэтому, признается, постоянно ведет с собой внутренние споры. «Я таки хочу в конце концов увидеть выгодный бизнес в производстве наших бесспорно полезных продуктов», — говорит она. Елена Стретович тщательно исследует всю органическую цепочку и возможность получать в ней добавленную стоимость.

Вертикально интегрированная материнская компания «Галекс Агро» построила и запустила современный завод по производству молочных продуктов Organik Milk в Барановке Житомирской обл. достаточно быстро и с большим желанием перерабатывает собственное органическое сырье. Выпуская по 30 т продукции 18-ти видов в сутки, использует исключительно свои молоко и ягоды. Закупает только импортный органический сахар. Недешевый, надо сказать, — по 80 грн/кг. Органические ягоды, например клубника, обходятся по 40 грн/кг.

«Конечно, себестоимость органического молока в несколько раз выше, чем обычного», — напоминает директор Organik Milk. — Крестьянам, фермерам традиционные предприятия платят за молоко меньше. Существуют и такие производства, где вообще отсутствует прием молока. Получается, там просто разбавляют водичкой жиры непонятной природы. Конечно, такая технология дешевле, и цены на продукты ниже. Потребителю остается выбирать».

В Organik Milk свой решительный выбор тоже сделали. Реализуют продукцию внутри Украины. Для этого держат собственный автопарк, чтобы доставлять свою молочку в распределительные центры ретейла или точки линейной торговли.

В то же время продукцию Organik Milk охотно готовы покупать для реализации за рубежом, например, в Арабских Эмиратах. Там партнеры рассчитываются по 100-процентной предоплате, сами забирают товар. Маржа значительно больше. Бутылка органического молока где-то в Дубае в шесть раз дороже, чем у себя на родине. Однако такую возможность предприятие использует только частично. Из-за четких принципов. «Наша глубокая философия в том, что украинцы должны потреблять, или, по крайней мере, иметь выбор, настоящую полезную продукцию», — подчеркивает Елена Стретович.

И это несмотря на то, что внутренние ретейлеры постоянно задерживают на неопределенные сроки оплату за продукцию, имеют хроническую задолженность перед производителем, выжимают из него до 25% возможного заработка. Все равно владельцы «Галекс Агро» решительно настроены развивать именно домашний рынок и не поднимать цену на свои продукты в Украине.

Основным барьером для развития качественной и полезной продукции в нашей стране Елена Стретович считает низкий уровень платежеспособности покупателей. Портят репутацию органических товаров мошенники, которые спекулируют названиями и маркировкой дорогих продуктов. Ожидания органических производителей направлены на государство и нормальное законодательство.

«Нас, органиков, немного. Достаточно несколько льготных процентов в кредитовании, и потребитель увидит более низкую цену, а мы — изменение в рентабельности, — уверяет директор Organik Milk. — Я уже не говорю о прямой экономической поддержке сознательных производителей — бюджетные дотации, выплаты, характерные для развитых стран. Мы мечтаем хотя бы о косвенной поддержке органического бизнеса, скажем, страховании, маркетинговых, лабораторных исследованиях, консультировании. До сих пор все это приходится делать самостоятельно. Не имея общих показателей, анализа ситуации, производителю трудно даже составить бизнес-план для выхода на рынок».

Несмотря на трудности, уверяет Елена Стретович, высококачественный продукт все равно приводит к увеличению количества клиентов и росту бизнеса.

«Мы действительно по-хозяйски, без халтуры построили хороший завод, на базе которого даже проводим экскурсии и форумы. По классической модели инвестиции в него должны были вернуться в течение 4-5 лет, — рассуждает директор молочного завода. — При той незащищенности от окружающих условий, которые имеем сейчас в нашей стране, этот срок колебался от 7 до 15 лет. Притом, что мы очень динамично развиваемся — увеличиваем объем производства, расширяем продуктовую линейку и т. д.».

Отвечает Елена Стретович и на вопрос, который слышит чаще всего, — о рентабельности: «Какие-то огромные компании может удовлетворить и рентабельность в 3%, когда у них миллиардный оборот. Наш показатель в 10% как на европейские мерки тоже относительно неплохой. Но мы хотим развиваться, вкладывать, достраивать... Очень надеюсь, что органическое производство уже в ближайшее время все-таки станет высокорентабельным бизнесом. И тогда нас, органиков, будет значительно больше».

Успеть еще в молодости перейти на органику... для детей

Фермер, директор ООО «Живая нива» (Андрушевский район Житомирской области) Алексей Языков тем, кто хочет спросить о разнице между неорганическим и органическим производством, говорит обращаться к нему, потому что много экспериментировал и готов рассказывать все в подробностях.

В прошлом сезоне на 800 га выращивал органическую сою. Сейчас на разных стадиях органической сертификации в хозяйстве находится 2,5 тыс. га. Всегда придерживаюсь двух подходов: выращивать высококачественную продукцию и как можно больше зарабатывать на гектаре с меньшими затратами.

Когда-то практиковал и ГМО-сою. Сравнил и уверяю: органика позволяет иметь большую урожайность и заработок на ней лучше. Советую применять как можно более широкий и разнообразный севооборот, желательно с 30% бобовых. В нынешнем сезоне буду экспериментировать с новыми для нас культурами — голосеменной тыквой, рапсом и льном.

Готов поделиться экономическим показателям: расходы (включая банковские проценты) на гектар у нас составляют €450. Доходность бизнеса в среднем на севооборот — около €300. На худших почвах, фактически на песке, прогнозируемая прибыль составляет до €200. Средняя урожайность: 2 тонны — на сое, 6 тонн — на кукурузе, 4-5 тонн — на пшенице. Повышение прибыльности возможно за счет урожайности.

Отнимать будущее у детей (их у меня четверо) из-за традиционного земледелия с использованием химии считаю кощунством. На самом деле переходить к органике надо решительно, потому что время очень быстро летит. Я вот расписал севооборот — а это 6 лет. Учел свой возраст — тогда мне будет уже 48. Разве у нас еще есть время размышлять и сомневаться? Будете медлить, просто не успеете реализовать те идеи, которые сейчас уже живут.


Ирина Садовая, AgroPortal.ua