Аграрное лобби: Рейтинг самых популярных депутатов в Facebook

08 сентября 2016, 07:00 5950

Роль социальных сетей за последние несколько лет стремительно выросла. Теперь они уже стали не просто средством коммуникации, но и своеобразным источником получения информации. Это вывело их на новый уровень, и позволило влиять и формировать общественное мнение как внутри отдельных государств, так и во всем мире. Из развлекательной площадки соцсети превратились в серьезный механизм, который изменил и нашу страну.

Наиболее популярная соцсеть в Украине среди лидеров мнений — Facebook. Благодаря своим записям в Facebook сегодня можно стать популярным экспертом, которого будут приглашать на рейтинговые телеканалы. По оценкам экспертов, аудитория в 100 тыс. подписчиков — как у самых популярных украинских блогеров Дмитрия Тымчука или Мустафы Найема, — сопоставима с показателями СМИ.

AgroPortal.ua решил к 5-й сессии VIII созыва ВРУ провести свое исследование активности Facebook-страниц народных депутатов Украины, которые формируют в украинском парламенте так называемое аграрное лобби. Индикатором определения популярности в нашем рейтинге стало количество подписчиков официальных страниц и друзей в личных аккаунтах участников рейтинга, а также лайков, репостов и комментированности постов.

Как показывает практика и мнения экспертов соцсетей, абсолютной объективности в таком исследовании, конечно, достичь очень сложно. Например, количество подписчиков не является реальным признаком популярности политика. Может быть огромное количество подписчиков — несколько тысяч, но лайков и перепостов всего несколько сотен. Часто официальные страницы развиваются в основном за счет платной рекламы (об этом свидетельствует низкая комментованность постов), или за счет админ-ресурса (у постов одинаковое количество лайков и преимущественно одни и те же комментаторы). И если платную рекламу еще можно как-то отследить, то вычислять всех помощников нардепов (особенно тех, которые работают не официально) тяжеловато.

Несмотря на все эти условности, AgroPortal.ua старался быть максимально объективным. Рейтинг популярности депутатов-аграриев в соцсети Facebook сформирован по состоянию на 2 сентября 2016 г.

Итак, сначала проанализируем личные аккаунты политиков.

ТОП-15 по количеству друзей 

График 1
График 1

Как видим, количество друзей у первой пятерки уже достигло максимальной черты, выше которой, по правилам Facebook, иметь нельзя. В этом случае в соцсети предусмотрена функция — Подписчики, которая не у всех видна на странице. В «Подписчики» можно попасть также автоматически, отправляя запрос на дружбу и находиться в этой категории до тех пор, пока твое предложение не примут или отклонят. Например, по количеству подписчиков лидирует Алексей Мушак.

К тому же, некоторые политики добавляют в друзья практически всех, кто хочет ими стать, а другие — тщательно проверяют аккаунты потенциальных друзей, которые могут оказаться «ботами» или просто хотят иметь в друзьях известных политиков для статуса.

Может быть и такое, что на данный момент на страничке «висит» много нерассмотренных запросов дружбы.

Учитывая все эти факторы AgroPortal.ua вывел график обновляемости страницы, то есть частоту написания постов. И теперь наш рейтинг активности практически полностью изменился.

ТОП-15 по частоте обновляемости (написанию постов)

График 2
График 2

Но здесь нужно отметить, что, хотя Игорь Брыченко и занимает 6-е место по активности на странице, это в основном перепосты у коллег и друзей. Авторских постов очень мало.

Геннадий Бобов редко пишет посты, но делает это регулярно — в среднем, 2 раза в месяц.

Аркадий Корнацкий появляется на своей страничке фактически раз в полгода, но это не мешает ему быть в первой пятерке по количеству лайков и комментариев (графики 3, 4, 5). Но какого характера эти комментарии — это уже второй вопрос. В одном из последних своих постов Аркадий Корнацкий обещает появляться на своей страничке чаще. 

 

Валерий Лунченко обновляет контент на страничке в среднем три раза в месяц, но при этом вышел в лидеры по всем трем критериям: количеству лайков, комментариев и репостов. Наиболее популярным из последних постов стало фото с женой, которое набрало более тысячи лайков. 

Вообще страничка Валерия Лунченка выглядит очень позитивной и открытой. На ней много фото и событий из личной жизни, а также постов о любви к родному Закарпатью и Украине. Может быть это и играет решающую роль в ее популярности.

ТОП-15 по количеству лайков постов

График 3
График 3

ТОП-15 по количеству комментированности постов

График 4
График 4

ТОП-15 по количеству репостов

График 5
График 5

AgroPortal.ua также проанализировал официальные странички депутатов-аграриев, которые есть далеко не у всех.

Рейтинг по количеству друзей 

График 6
График 6

Рейтинг по количеству лайков постов

График 7
График 7

Рейтинг по количеству комментированности постов

График 8
График 8

Рейтинг по количеству репостов

График 9
График 9

Формируя рейтинг, мы не стали включать в него несколько малоактивных страниц нардепов-аграриев, у которых количество подписчиков ниже 500 человек, а контент в большей степени состоит из постов коллег. Хотя некоторые из них являются известными и активными политиками, к примеру, Леонид Козаченко и Григорий Заболотный.

Справедливости ради нужно сказать, что у 9 членов парламентского аграрного комитета нет страницы в Facebook вообще. И у некоторых, даже достаточно активных политиков, как, например, Иван Мирошниченко, это принципиальная позиция.

AgroPortal.ua также поинтересовался у самых активных нардепов-пользователей Facebook: ведут ли они сами свою страничку, или доверяют помощникам, используют ли свою страницу как еще один способ для принятия обращений граждан, и считают ли это коммуникативной необходимостью для политика.


Александр Бакуменко, заместитель главы парламентского Комитета по вопросам аграрной политики и земельных отношений

Источник фото: Александр Бакуменко // Facebook
Источник фото: Александр Бакуменко // Facebook

Для меня страница в соцсети — это, в первую очередь, коммуникативная необходимость, хороший инструмент быстрой подачи новостей, выражения личного мнения, информирования о своей деятельности. Но, как видим, сегодня соцсети стали действительно неотъемлемой частью пиара многих политиков. Это личное дело каждого, а главное — качественно выполнять свою работу в пользу государства.

Я достаточно внимательно изучаю все предложения и замечания, которые поступают ко мне и учитываю их в работе.

Весь материал перед публикацией в сети я лично согласовываю, а сопровождением страницы занимаются помощники.


Алексей Мушак, член парламентского Комитета по вопросам аграрной политики и земельных отношений

Источник фото: Алексей Мушак // Facebook
Источник фото: Алексей Мушак // Facebook

Аккаунт в Facebook для каждого политика — это платформа для прямых коммуникаций с активной аудиторией. Причем здесь работает честная коммуникация. Если страницу ведешь лично — это работает, есть обратная связь, дискуссия, реакция. Даже если случаются неадекватные комментарии или какие-то странные реплики, все равно конструктива больше. Именно фактор личного присутствия, прямого доступа к политику является ключевым, чтобы инструмент соцсетей работал эффективно. Аккаунты, переданные на аутсорсинг, поддерживаемые рекламными инструментами — это совсем другая история с другими результатами.

Facebook, конечно, дает прямой контакт с разными людьми, но для меня это больше площадка для информирования и обмена мнениями. Что касается обращений граждан, то фейсбук в этом плане имеет ограниченный ресурс. И может использоваться только в начале решения вопроса граждан.


Олег Кулинич, председатель подкомитета по вопросам земельных отношений парламентского Комитета по вопросам аграрной политики и земельных отношений

Источник фото: Олег Кулинич // Facebook
Источник фото: Олег Кулинич // Facebook

Не могу сказать, что активная страница в соцсетях для политика — это необходимость, потому что есть много других средств коммуникации, и кто-то из депутатов обходится без соцсетей. А кто-то, такое впечатление, проводит там столько времени, что непонятно — а когда же он вообще успевает делать что-то другое? Тем не менее, иметь страницу в Facebook для официального лица сейчас — это своеобразное требование времени. А, учитывая стремительное развитие соцсетей в последние годы, страница в Facebook — это один из самых удобных и эффективных средств для информирования о своей деятельности, для самопрезентации, коммуникации со СМИ и другими людьми. Лично я имею две страницы — личный профиль примерно с 5 тыс. друзей и официальную страницу, которая насчитывает более 1 тыс. подписчиков. Это не так много, но в основном моя аудитория — это или люди, имеющие отношение к земельной сфере, или граждане, проживающие на территории 147 избирательного округа или Полтавской области. То есть, я не обсуждаю различные скандалы, политические сплетни, поп-звезд, а пишу в основном или на тему законодательства, или о своей деятельности в округе.

Конечно, по возможности стараюсь использовать Facebook и для общения. Не могу сказать, что отвечаю на все комментарии или личные сообщения, потому что это, наверное, невозможно, но стараюсь отвечать на большинство из них. Особенно это касается комментариев или вопросов по различным проблемам законодательства, тех моментов в законодательной базе, с которыми люди не могут разобраться. Многие из них действительно благодарны за ответы. Но часто приходится слышать и много критики, притом отвечать приходится иногда не только за себя. Если Верховная Рада приняла какое-то непопулярное решение — не все понимают, какие лично у тебя полномочия, и голосовал ли ты за тот или иной закон. Приходится объяснять. С другой стороны, приятно, когда удается убедить оппонента в своей точке зрения, в полезности той или иной законодательной инициативы.

Я лично слежу за наполнением своей страницы, читаю сообщения и комментарии, отписываюсь. Но не могу сказать, что полностью обхожусь без помощи своих помощников. Они также участвуют в наполнении моей страницы или подготовке материалов, особенно когда речь идет о какой-то сложной юридической проблеме. Садимся вместе и разбираемся, или готовим материал в телефонном режиме.

Скажем так: гражданин может обратиться ко мне на Facebook, мы общаемся о какой-то проблеме и я предлагаю ему подготовить официальное обращение, которое направляется мне на почту — обычную или электронную, или подается в моих общественных приемных в округе. Такие случаи бывают довольно часто. С другой стороны, в Facebook приходит очень много обращений, что называется, не по теме, или вне моей компетенции. Поэтому все это также нужно «фильтровать».


Сергей Лабазюк, член парламентского Комитета по вопросам аграрной политики и земельных отношений

Источник фото: личный сайт Сергея Лабазюка
Источник фото: личный сайт Сергея Лабазюка

Для меня страница в соцсетях — это возможность быстро реагировать на запросы людей; получать информацию и помогать решать проблемы гораздо быстрее, чем раньше.

Свою страницу в ФБ веду совместно со своими помощниками: 50/50. Если речь идет об официальной позиции, этим занимаются помощники. Общаюсь с людьми и пишу личные посты — сам.


AgroPortal.ua планирует проводить исследование активности Facebook-страниц народных депутатов-аграриев по результатам каждой парламентской сессии. 


Елена Дереженко, AgroPortal.ua