Сладкая идея с историей, или Как семейный бизнес превратился в визитку столицы

11 февраля 2020, 07:11 6140

Крафтовые сладости, которые стали визитной карточкой Киева. Они сувенирами следуют по всей стране и за границу вместе с уникальными легендами своего происхождения и историей древнего города. Таким стал семейный бизнес ООО «Яросвит», работающий под ТМ «Киевское Сухое Варенье».

О возникновении идеи, продвижении продукта и как удается организовывать производственный процесс, имея небольшой штат, AgroPortal.ua пообщался с директором и соучредителем предприятия Ярославом Семенцом.

«В 2008 году мы приобрели книгу Елены Малаховец «Подарок молодым хозяйкам» 1912 года издания. Именно в ней нашли несколько старых рецептов сухого варенья, — вспоминает он. — Сначала были любительские попытки приготовить варенье на кухне. Потом нас пригласили на первый веганский фестиваль, где мы показали свою продукцию и получили на нее большой спрос».

К производству сухого варенья как бизнесу Ярослав с женой Светланой приступили в 2016 г. Наняли помещение, сделали ремонт и начали изготавливать уникальный продукт.

 Учредители ООО «Яросвит» Ярослав и Светлана Семенец

Привкус истории

«Мы долго искали рецепты в других местах, образцы древних времен. Киевское сухое варенье было сладкой визитной карточкой города и в XVIII, и в XIX веке», — говорит владелец крафтового бизнеса.

Первые упоминания о нем датируются летописями 1386 г. Тогда засахаренные фрукты из Киева привезли в Литву на свадьбу принца Ягайло и принцессы Ядвиги. Киевскими цукатами смаковали даже в Пекине.

Несколько раз императрица Елизавета посылала в Киев гастро-десанты, чтобы купить сухое варенье и выведать секреты его приготовления. Каждый раз ей привозили по 60 пудов (почти тонну!) сладостей, однако попытки варить такие же в Петербурге не принесли успеха. 

 

Киевское сухое варенье окутано множеством легенд и историей. Однако семья предпринимателей привнесла в древние рецепты и что-то свое.

«Тогда фрукты варили с медом. Сейчас известно, что нагревать мед до высокой температуры нельзя, поэтому мед мы заменили сахаром. Это позволяет делать сладости максимально натуральными: только сахар и основа — фрукты, ягоды, тыква, свекла, морковь, кожура апельсина или лимона, или даже корень петрушки или пастернака», — делится Ярослав.

О сбыте

«Киевское Сухое Варенье» часто получает предложения экспорта. Однако Семенец говорит, что не планирует выходить на большие объемы производства.

«У нас ручная работа, без всякой механизации, мы вкладываем душу в свой продукт. Это принцип, от которого не будем отступать», — говорит он.

Зато сухое варенье нашло свое место на полках «Лавки традиций» (сеть «Сильпо»), а также в туристическом сегменте. 

 

«Мы продаемся в музее Михаила Булгакова, в музее «Становление украинской нации», в центральном магазине на Прорезной, Народном доме «Украина». Есть разнообразное упаковки — в картоне, полипропилене, жести. Наше варенье везут за границу в качестве подарков — это очень вкусно, относительно недорого и красиво. Также мы работаем с гидами и экскурсоводами. Пакеты по 40 граммов — идеальный сладкий подарок в конце экскурсии», — рассказывает производитель.

О сырье и расходах

Чтобы обеспечить производство качественным сырьем, «Яросвит» наладил прямые контакты с фермерами.

«На этот год нам посеют корень пастернака, посадят тыкву. Из черновицких садов нам привозят яблоки, груши и айву. Под Каневом под наше производство заложили грушевый сад, через несколько лет будет урожай», — делится Семенец. Также надежных поставщиков нашли на рынке «Столичный». 

 

Основные производственные расходы, отмечает он, идут на аренду помещения, оплату электроэнергии по промышленному тарифу, заработную плату, сырье, сахар, упаковку, транспортировку. Понадобились инвестиции в технику и оборудование — сушилки, электроплиты, большое количество кастрюль.

«Первоочередные инвестиции пока не окупились, нам нужно выйти на большие объемы продаж», — говорит бизнесмен. И добавляет, что часть продукции сейчас раздают на фестивалях, угощая посетителей.

О контроле качества

«Киевское Сухое Варенье» регулярно проверяет ингредиенты, которые используются в производстве, а также готовую продукцию. Овощи, фрукты, ягоды и корнеплоды при покупке проходят контроль в государственной лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы по месту продажи.

Во время варки используется артезианская питьевая вода, добываемая в Феофании из скважины глубиной 291 м (юрский горизонт) и очищается на современном заводе. «Эта вода высокого качества», — отмечает владелец предприятия. 

 

На старте деятельности «Яросвит» зарегистрировал пищевые мощности в Госпродпотребслужбе, в Укрпатенте зарегистрировали торговую марку, заключили соглашение с лабораторией. «Мы привозим образцы в лабораторию, они делают анализы, проверяют. Под каждую партию продукции выписываем декларацию производителя, предоставляем номер партии и дату производства», — делится особенностями производитель.

Конечно, на рынке есть конкуренты, однако часто они предлагают цукаты, изготовленные с применением механизации, или продукцию смежного сегмента — например, фрукты в шоколаде, карамели и т.п. 

 

«Наша продукция людям нравится, спрос на наш товар есть. Хотя, конечно, это не продукт широкого потребления. 150 граммов цукатов стоит 66 грн», — добавляет Семенец.

При этом производитель имеет конкурентное преимущество — «Киевское Сухое Варенье» зарегистрировано как «Украинская марка с историческим потенциалом». В Музее Укрпатента свидетельство «Яросвит» находится рядом с такими брендами как «Брокард» и «Шустов».

О планах

В планах «Яросвит» — сделать производство более энергосберегающим, заменить оборудование — электрические плиты на индукционные, посуду с большей теплопроводностью, добавить альтернативные источники подогрева воды и отопления помещения.

«Хотим производить больше артикулов — поработать с шоколадом и карамелью, глазурью. Чтобы это была натуральная свекольная или тыквенная конфета без «химии», — делится Ярослав. — Планируем предлагать нашу продукцию спортсменам. А сиропы, в которых варим фрукты, поставлять в рестораны для приготовления десертов и напитков или использования в качестве топингов».


Наталья Рекуненко, AgroPortal.ua