17,8 млн т украинской агропродукции на 659 судах было экспортировано из портов Большой Одессы в 40 стран мира с 1 августа 2022 года.
Об этом говорится в сообщении Министерства развития территорий, общин и инфраструктуры.
«При условии полноценного функционирования коридора объемы украинского экспорта на мировые рынки должны были составить 25-29 млн т. Так, с октября украинские порты вынуждены работать на половину своей мощности, уменьшился объем флота на вход в порты под загрузку, уменьшился объем экспорта на 3 млн т ежемесячно», — отмечают в министерстве.
Главная причина — целенаправленный саботаж российской стороной инспекций судов в Босфоре, что приводит к стабильно большой очереди из более чем 100 судов.
«С октября 2022 года делегация россии в Совместном координационном центре (СКЦ) начала искусственно тормозить процесс инспекции судов. Во-первых, как только объем экспорта начал расти, российская сторона сократила количество инспекционных команд с 5 до 3 без какого-либо объяснения. Во-вторых, искусственно увеличивают время на проведение самих инспекций из-за проверки показателей работы судов, которые не регламентированы документами СКЦ и не имеют никакого отношения к зерновому соглашению. На проверку одного судна уходит от 4 часов, а в день происходит 5-7 проверок при минимально необходимых 16-18», — объясняют в министерстве.
По состоянию на 18 января в Босфоре на инспекцию СКЦ ожидает 121 судно (28 — с агропродукцией на борту, 93 — суда, которые идут в порты под загрузку). Среднее время ожидания — от 2 до 5 недель, что также приводит к миллионным убыткам грузовладельцев. Очередь наблюдается с ноября 2022 года.
«Это отражается на объемах экспорта. Так, в ноябре порты экспортировали на 47% меньше агропродукции, чем в октябре, когда эти проблемы начинались. Если в октябре было недоэкспортировано почти 2 млн т агропродукции, то в ноябре и декабре — уже по 3 млн т в месяц. Такая тенденция сохраняется также в январе», — подытожили в министерстве.