Об этом в интервью AgroPortal.ua отметил директор «Научного центра превентивной токсикологии, пищевой и химической безопасности имени академика Л.И. Медведя МОЗ Украины», профессор Николай Проданчук.
«Запустить на рынок новый препарат — это очень большая работа. К внедрению в практику доходит одна из сотен тысяч, а возможно и миллиона молекул, которые синтезируются», — говорит Проданчук.
Тем не менее, мощные международные компании в развитых государствах уже разработали новые формулы, испытали их и предлагают аграриям. Украине недоступны подобные разработки из-за законодательной блокировки — запрета ввозить инновационные СЗР для проведения государственных испытаний.
«Этот факт уже откинул нас на 5 лет назад. Сейчас европейские страны начинают исследования, испытания, регистрации новых препаратов, а мы вынуждены работать с тем, что есть», — говорит он.
В то же время, Проданчук обращает внимание, что главной причиной отравления пчел пестицидами является недостаточный уровень коммуникации между пчеловодами и аграриями. Также среди причин — несоблюдение регламентов применения или использование фальсифицированных препаратов.
«Все проанализированные случаи массового мора пчел в основном были связаны с недостаточной коммуникацией или ответственностью участников процесса, — говорит он. — Нужно следовать рекомендациям и по внесению препарата, и по изоляции пчел».
Научный центр имеет современное оборудование и проверяет образцы пчел на следы 164-х пестицидов. Процедура дорогостоящая и не всегда по карману рядовому пчеловоду — 6-7 тыс. грн.
В заведении объясняют, что в цену исследований включены расходы на поддержку международной аккредитации. Ее имеют несколько тысяч методик, а результаты исследований госпредприятия признаются во всем мире. Однако добавляют: на самом деле в большинстве ситуаций понятно, кто виноват и почему погибли. Даже известны основные препараты, которые использовали, а потом находили в пчелах из-за нарушения технологий их внесения.
Поэтому призывают аграриев и пасечников быть ответственными и соблюдать законодательство.
«Контрабанда, фальсификация, нелегальная продажа — об этом даже не нужно вспоминать. Это априори незаконно», — подытожил Проданчук.