Мнение: Дорожные ограничения перестроят логистику зерна

26 мая 2016, 15:16 1663

Ужесточение весового контроля на автомобильных дорогах может привести к перестройке всей системы транспортировки зерна в Украине.

Такое мнение высказал аналитик аграрного рынка Ярослав Левицкий, пишет «ПроАгро».

По его словам, если учесть, что в 2015 г. железной дорогой перевезли 28,7 млн т зерна, а речным транспортом — 1,4 млн т, то из условных 60 млн т валового сбора зерна, которые так или иначе необходимо было вывезти с полей, половину к покупателям перевез именно автотранспорт.

Вместе с тем, основное плечо транспортировки украинского зерна представляет его доставка в порты с последующей отгрузкой на экспорт. «Оценивая морской экспорт зерновых грузов в 35 млн т, получим, что как минимум 5 млн т к портовым терминалам доставил автотранспорт. Но поскольку железная дорога значительную часть перевозок осуществляет во внутреннем сообщении, то долю автотранспорта в доставке зерна в порты справедливо оценивать в 25-35%», — отмечает эксперт.

Таким образом, считает он, строгий весовой контроль на автодорогах, дестабилизирует привычную схему доставки около трети всего выращиваемого в стране зерна. Чтобы соответствовать требованиям закона, устанавливающего предельный вес авто на дороге (40 тонн), перевозчикам следует разгрузить автомобили иногда наполовину, что сразу же выльется в увеличение ими тарифов в пересчете на тонну груза. А оплатить этот рост будут вынуждены производители зерна за счет снижения закупочных цен на него. 

При этом Ярослав Левицкий полагает возможным перераспределение объема перевозок между различными видами транспорта. Вряд ли такое перераспределение может быть существенным, поскольку имеющийся запас возможностей по увеличению зерновых перевозок и у железнодорожной дороги, и у речников весьма лимитирован. Тем не менее, 15-20% из того объема зерна, который сейчас перевозится автотранспортом, уже в ближайшее время может быть перенаправлено на железнодорожный и речной транспорт.

«Ограничения на автодорогах будут способствовать увеличению парка вагонов-зерновозов у крупных частных компаний и активизации дноуглубительных работ, строительства новых речных зерновых терминалов, самоходных барж и  т. д. За свою долю в бизнесе будут бороться и автотранспортники — уже сейчас некоторые компании закупают современные автопоезда, способные перевозить 80-100 т груза при соблюдении нормированной назрузки на одну ось (до 11 т)», — констатирует эксперт.

Но все это, на его взгляд, полумеры, если Украина намерена и дальше увеличивать производство зерна и объем его продаж за границу.


Для справки: Напомним, в трех областях Украине начал действовать контроль тяжеловесных автомобилей на дорогах. На весовых комплексах останавливают фуры весом более 40 т. Министр инфраструктуры Владимир Омелян заявил, что таким образом государство рассчитывает улучшить состояние дорог.