Об этом свидетельствуют данные исследования IMF Group.
«Уже сегодня недополученная прибыль из-за проблем с логистикой составляет для АПК $321 млн или 2,5% от добавочной стоимости, которую генерирует отрасль», — считают эксперты.
Как отмечается, за 2015–2017 годы, ввиду дефицита мощностей «Укрзализныци» по перевалке зерновых, аграрии были вынуждены в среднем до 27% объема экспортного урожая доставлять с помощью автомобильного транспорта.
При этом, по прогнозам IMF Group, при потенциальном уменьшении возможностей аграриев по перевалке зерновых к портам посредством железной дороги и увеличении производства зерновых до 79,3 или 100 млн т к 2022-му году, который будет целиком направлен на экспорт, — удельный вес грузооборота зерновых автотранспортом начнет расти ускоренными темпами: до 58-73%, в зависимости от сценария роста урожайности.
«Очевидно, что при среднем ценовом разрыве между стоимостью доставки зерновых железной дорогой и автопоездом в 4 раза — удельный вес расходов на логистику будет увеличиваться и снижать конечную рентабельность. Мы считаем, что аграрии сбалансируют объемы производства и доставки зерновых, посредством их уменьшения, до того уровня, который позволит им вернуться к рентабельности в 11%», — считают в IMF Group.
Также эксперты рассчитали, что в зависимости от сценария увеличения производства зерновых и динамики энергоемкости ВВП — накопленный объем недополученной экспортной выручки зерновых к 2022-му году составит от $11,8 до $17,2 млрд.
Уточняется, что при таком развитии ситуации — украинским аграриям придется уменьшать объемы производства, до уровня, который обеспечит прежнюю рентабельность.