Польские протестующие продолжают блокировать движение грузового транспорта на границе, ни на одном пункте пропуска свободного движения не восстановлено.
Об этом в телеэфире заявил первый заместитель министра аграрной политики и продовольствия Тарас Высоцкий.
«Вчера, 20 февраля, было блокирование всех пунктов пропуска на украинско-польской границе. На некоторых пунктах пропуска акции протеста анонсировались на один день. Но глобально остается очень ограниченное движение, и системные базовые агропродукты невозможно пока доставлять через украинско-польскую границу. Свободное движение, к сожалению, не восстановлено ни на одном пункте пропуска», — сказал он.
Высоцкий отметил, что требования протестующих имеют политический характер и не касаются общей аграрной европейской политики и в целом аграрного сектора. Эти требования выдвигают отдельные миноритарные группы.
В то же время он напомнил, что Украина в сентябре 2023 года ввела лицензирование экспорта пшеницы, кукурузы, семян рапса и подсолнечника в пять стран, в частности Польшу. Поэтому эти культуры только транзитом проходили через ее территорию.
«Этот шаг мы готовы продолжать до конца текущего года. На следующий урожай по этим культурам мы в дальнейшем готовы проводить лицензирование. Это фактически ограничение экспорта продукции в Польшу, чтобы не было напряжения на ее внутреннем рынке», — пояснил Высоцкий.
Также он отметил, что в Польше распространяется много мифов относительно украинской агропродукции, в частности о плесени в зерне. Однако это невозможно, поскольку фитосанитарная или ветеринарная службы Польши все аграрные грузы проверяют.
«Также миф то, что загружена вся морская инфраструктура Польши. Даже есть неиспользование инфраструктуры, например, в польских портах, поскольку Украина смогла запустить собственный зерновой коридор, и абсолютное большинство едет туда. Поэтому это все манипуляции», — считает он.
Высоцкий уточнил, что 86% зерновых и масличных из Украины сейчас экспортируются по морю через порты Одессы и Дунайский регион, 11% — железнодорожным транспортом и лишь 2-3% — автомобильным транспортом.
«Но мы являемся крупным экспортером и производителем яблочного сока, томатной пасты, мясной продукции, яиц, хлебобулочной продукции. Очень часто покупателями являются Германия или Нидерланды», — сказал он, отметив, что именно эта продукция направляется автотранспортом через западную границу, что дает возможность сохранять конкурентность на европейском рынке.