К такому выводу пришли участники круглого стола «Публичность акционерных обществ: новое содержание, новые перспективы», в ходе которого обсуждался законопроект №5592-д (об упрощении ведения бизнеса и привлечения инвестиций эмитентами ценных бумаг)
Как отметили участники, действующая концепция распределения акционерных обществ на публичные и частные, навязанная приватизационными процессами, уже давно устарела.
«Только после того как, по результатам приватизации, состоялась консолидация пакетов акций обществ, все поняли, что компании стали публичными не потому, что стремились открыто привлекать капитал через фондовый рынок, а случайно. В результате мы получили тысячи открытых акционерных обществ, из которых единицы были реальными публичными компаниями, и которые рассматривали публичность как средство привлечения капитала», — отметил народный депутат Украины Павел Ризаненко.
Однако, эксперты отметили, что с принятием закона, критерием разделения на публичные и частные будет наличие или отсутствие публичного предложения ценных бумаг, то есть IPO. Законопроект №5592-д предусматривает автоматический переход всех публичных акционерных обществ, которые не могут или не заинтересованы выполнять требования к публичным компаниям, на правовой режим существования частных обществ без изменения типа общества (в вопросах эмиссии ценных бумаг, раскрытия информации, корпоративного управления).
Как ожидается, это приведет к уменьшению административного давления на бизнес, который не заинтересован в излишней открытости, однако вынужден был выполнять все требования к публичным компаниям, которые заложены в действующем законодательстве.
Компании, которые выберут путь открытости через размещение акций среди широкого круга инвесторов, получат неограниченный доступ к дешевым финансовым ресурсам, уверена корпоративный секретарь MHP SE Анастасия Соботюк.
«Что значит быть публичным? Это быть постоянно открытыми перед теми, кто инвестирует в компанию, в ее акции или GDR. Приносит это определенную стоимость? Однозначно да. У вас появляется доступ к большим деньгам», — добавила она.
С преимуществами публичности соглашается и директор по маркетингу и коммуникациям агрохолдинга «Астарта» Николай Ковальский.
«Публичность имеет свою цену, особенно если мы говорим о правилах Европейского Союза. Но оно того стоит. Преимуществ от статуса публичности больше, чем недостатков. Имея налаженные процессы сбора и подготовки информации достаточно не сложно раскрывать информацию не один раз в год, а четыре раза. Является ли это дорого? Для крупных компаний — нет», — рассказывает Ковальский.
По словам директора по управлению ЕБРР Оляны Гордиенко документ многими видится именно как предпосылка перезапуска отечественного фондового рынка. Законопроектом честно признается проблема — существование в Украине большого количества публичных компаний, которые не являются по своей сути, отметила она.
«Украина должна определиться с новым правовым режимом публичных и частных компаний. И это определение должно произойти не только на уровне новелл в законодательстве. Очень важно, что было четкое и надлежащее правоприменение новых норм, которые введет законопроект. Участники рынка должны быть уверены, что все играют по одинаковым правилам», — отметила старший юрист проекта USAID «Трансформация финансового сектора» Татьяна Грищенко.