Эксперт: Озвучены шаги для улучшения работы Укрзализныци

07 сентября 2018, 08:00 2030

Объем зерновых, транспортируемых по железной дороге, в последние годы вырос с 25 млн до 36,6 млн т. Растет также и валовое производство сельхозпродукции, что свидетельствует о дальнейшем наращивании объемов перевозок и увеличении роли железной дороги для аграрного сектора.

Об этом шла речь во время заседания комитет ВРУ по вопросам аграрной политики и земельных отношений, говорится в сообщении ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса» (УКАБ).

Как отмечается, ежегодно ситуация с перевозкой зерна для аграриев ухудшается и 2018 год не стал исключением.

В УКАБ привели перечень ключевых проблем «Укрзализныци» (УЗ), требующих неотложного решения для успешной транспортировки зерновых внутри страны и на экспорт:

1. Недостаток локомотивной тяги для обслуживания потребностей железной дороги. Проблема приводит к увеличению времени оборачиваемости вагонов, задержек поставки продукции, увеличению расходов на аренду вагонов. Все расходы, связанные с задержками и простоем ложатся на плечи агрария и перевозчика.

2. Несправедливая система распределения вагонов между производителями/перевозчиками. Основная часть парка обслуживает несколько десятков станций, которые находят на маршруте, в то время как другие элеваторы недополучают вагоны по своим заявкам и соответственно не могут вывезти продукцию.

3. Непредсказуемый рост тарифов на услуги УЗ и аренду вагонов. За последний год тарифы выросли на 50% и планируется дальнейший их рост. Бизнес, который планирует свои затраты заблаговременно, не может эффективно работать в условиях, когда тарифы вступают в действие через месяц после их обнародования. Вместе с тем, увеличение тарифа не приводит к улучшению качества услуг УЗ. Подаваемые вагоны часто в плохом состоянии и требуют ремонта. Наблюдаются регулярные задержки и кражи на промежуточных станциях.

4. Остановка станций по погрузке зерна. Остановка работы 99 малоэффективных, по мнению УЗ, станций по нагрузке зерна возможно сокращает расходы железной дороги, но общий негативный экономический эффект от такого решения значительно выше потенциальной выгоды. Это потеря рабочих мест, элеваторов, убытки аграриев, увеличение нагрузки на автомобильные дороги и т. д. УЗ как государственная компания и монополист должна учитывать эти обстоятельства.

Как отметил генеральный директор ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса» Тарас Высоцкий, УКАБ поддерживает три основных направления по улучшению работы «Укрзализныци».

«1. Мораторий на закрытие железнодорожных станций по отгрузке зерновых и масличных культур. 2. Прозрачная, автоматическая система распределения вагонов-зерновозов. 3. Допуск частной тяги к перевозкам зерновых культур», — сказал он, отметив, что это направления работы, над которыми необходимо уже сейчас начинать работать, чтобы решить патовые ситуации, которые сложились сегодня.

Подходить к проблематике «Укрзализныци», по его мнению, следует как к одной из частей аграрной логистики в целом, вместе с дорогами и водным транспортом.

«Необходимо законодательно закрепить международные подходы к организации железнодорожного транспорта, которые декларирует законопроект №7316. Необходимо восстановить оперативную коммуникацию работников УЗ с представителями секторов, она должна быть постоянной. Стратегические вопросы развития УЗ надо выносить на высший государственный уровень. Аграрный комитет мог бы сейчас занять роль координатора и стать объединительным площадкой для народных депутатов и секторальных ассоциаций с целью формирования единой позиции», — добавил Высоцкий.