В Верховной Раде Украины недавно была зарегистрирована серия законопроектов, касающихся нововведений относительно регулирования экспорта зерна.
Как говорится в сообщении Европейской Бизнес Ассоциации, инициаторы уверяют, что документы направлены на борьбу с теневым экспортом товаров, в частности, минимизацию распространенных схем уклонения от налогообложения при осуществлении плательщиками операций по вывозу за пределы таможенной территории Украины отдельных видов зерновых и масличных культур.
«Однако механизмы, заложенные в основу документов, по мнению бизнеса, будут иметь диаметрально противоположные последствия. Так, законопроект №10168-2 фактически вводит непрозрачный, сложный и ручной механизм допуска участников рынка к экспорту аграрной продукции, что недопустимо в стране, которая задекларировала курс борьбы с коррупцией. Кроме того, предлагается изменить порядок возмещения налога на добавленную стоимость, что фактически вернет страну на десятки лет назад, когда возмещение НДС было непрогнозируемым и непредсказуемым процессом, что, в свою очередь, оттолкнет международных инвесторов», — объясняют в ЕБА.
Бизнес считает, что принятие соответствующих изменений не приведет к ожидаемым результатам, а потенциально может обусловить осложнения и неблагоприятные рыночные условия, которые будут иметь негативное влияние на всю отрасль, особенно в нынешних условиях, учитывая критическую необходимость максимального обеспечения зернового экспорта, который значительно ограничен из-за военных действий со стороны российской федерации.
«Законопроекты №10168-1 и №10169-1 предлагают нововведения, которые будут крайне обременительными для фермеров, которые, несмотря на масштабные разрушения сельскохозяйственной инфраструктуры, минирование полей и снижение объемов производства, прилагают максимум усилий для выращивания и хранения растениеводческой продукции, обеспечивая страну продовольствием», — подчеркнули в ассоциации.
Отдельные нормы законопроектов №10168-2 и №10169-2 предлагают установить новый порядок возмещения НДС, а именно - возврат бюджетного возмещения в процентном соотношении от полученной валютной выручки.
«Отследить, какой именно товар был экспортирован и по какому именно товару получена валютная выручка, на практике невозможно. Это объясняется тем, что агропродукция является продукцией с родовыми признаками, которая хранится и отгружается насыпью, а не отдельными отделенными в разрезе налоговых накладных партиями. Это создает возможность для контролирующего органа отказывать в возмещении НДС фактически без практической возможности налогоплательщиком доказать законность заявленного к возмещению НДС», — добавили эксперты, отметив, что это порождает дополнительную опасность для переработчиков аграрной продукции.
Соответственно, возмещение НДС по результатам экспорта растительного масла, шрота, шелухи может стать дискреционным решением налогового органа и может порождать долговременные судебные споры, которые будут отсрочивать возврат НДС и вымывать оборотные средства.
Кроме того, проектом закона №10169-2 устанавливается экспортная пошлина в размере 10% на товары, по которым экспортер не зарегистрировал экспортную налоговую накладную. Это может побудить контролирующий орган к сознательному затягиванию процесса регистрации и/или безосновательной остановке регистрации налоговой накладной для склонения экспортера к уплате экспортной пошлины.
Проектами законов №10168-3 и №10169-3 вводится система подтверждения происхождения сельскохозяйственной продукции Государственного аграрного реестра, которая, по мнению представителей бизнеса, требует доработки, поскольку сейчас предусмотрен сложный механизм ее внедрения и функционирования.
По оценкам компаний-членов ассоциации, принятие упомянутых проектов законов может создать коррупционные риски из-за возможного установления ручного режима регулирования экспорта, существенно усложнить рабочие процессы всех вовлеченных экспортеров, привести к задержкам отправки судов и в целом поставит под угрозу возможность экспорта украинской аграрной продукции.
«Учитывая вышеизложенное, ассоциация обращается к правительству и законодателям с просьбой подходить обдуманно к процессу законодательных изменений в части экспорта аграрной продукции, принимая взвешенные, а не поспешные, противоречивые и рисковые решения», — заключают в ЕБА, добавив, что недавно введенная процедура верификации субъектов АПК преследует те же цели, что и указанные законопроекты.