Законопроекты №10168-2 и №10169-2, вероятно, создадут коррупционные риски из-за возможного установления ручного режима регулирования внешних поставок сельскохозяйственной продукции.
Такое мнение высказывают эксперты Европейской Бизнес Ассоциации (ЕБА).
Отмечается, что сообщество уже высказывало свои предостережения относительно законопроектов №10168-2 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины относительно совершенствования осуществления внешнеэкономических операций по экспорту некоторых товаров» и №10169-2 «О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины относительно совершенствования осуществления внешнеэкономических операций по экспорту некоторых товаров», однако вопросы все еще остаются.
«Так, по данным представителей бизнеса, существует высокая вероятность, что ко второму чтению в законопроекте №10168-2 останутся нормы о возможности блокирования налоговых накладных на экспорт. Стоит отметить, что блокирование налоговой накладной в контексте данного механизма будет означать блокирование физического экспорта товара (в отличие от ныне действующего механизма блокирования налоговых накладных внутри страны, когда такое блокирование не вызывает остановку движения товара, а лишь приводит к неполучению налогового кредита покупателем)», - пояснили в ЕБА.
Поэтому эксперты ассоциации предостерегают, что следствием физического блокирования экспорта может стать коллапс целой системы морских портов Украины. Дополнительно это существенно уменьшит поступление валютной выручки в экономику Украины, чего сейчас нельзя допускать. Кроме этого, представители бизнеса выражают обеспокоенность относительно возможного установления полномочия налоговых органов блокировать экспорт путем признания реальных торговых операций фиктивными.
«Еще одним положением, которое не поддерживает бизнес-сообщество, является порядок установления минимально допустимых экспортных цен. Так, минимально допустимые экспортные цены будут устанавливаться один раз в месяц, что является недостаточным и во многих случаях может не отражать реальный уровень цен на рынке аграрной продукции в соответствующий момент времени. Следствием внедрения такого механизма будет невозможность заключения или исполнения контрактов по ценам, которые являются на самом деле рыночными, а установленный государством минимум цен является устаревшим по времени», - пояснили в ассоциации.
Кроме того, по данным ЕБА, в обоих законопроектах прописаны нормы так, что запретят смешивание пшеницы для достижения необходимых экспортных спецификаций и являются критическими для агроотрасли.
В то же время, согласно тексту документов, минимальные экспортные цены на пшеницу будут формироваться по классам, поскольку им доступна информация о внутреннем рынке Украины, и тогда становится непонятным, с каким классом Государственная таможенная служба Украины должна сравнивать цену экспортного контракта на смешанную пшеницу.
Учитывая вышеизложенное, Европейская Бизнес Ассоциация просит руководителей парламента и правительства подходить взвешенно и обдуманно к процессу законодательных изменений в части экспорта аграрной продукции, а также просит не принимать эти рисковые для рынка и государства законодательные инициативы.