Аграрии призывают отказаться от введения платы для грузовиков от 12 т

09 августа 2021, 12:14 2200

Ассоциация «Украинский клуб аграрного бизнеса» обратилась в Министерство инфраструктуры Украины с просьбой снять с обсуждения проект Закона «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно платы за использование автомобильных дорог общего пользования», которым предусмотрена плата за проезд для грузовиков свыше 12 т.

Об этом говорится в сообщении УКАБ.

Как отмечается в обращении, 19 июля 2021 г. на официальном сайте Мининфраструктуры для общественного обсуждения был размещен проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно платы за использование автомобильных дорог общего пользования». Проектом предусматривается установление платы за пользование автомобильными дорогами общего пользования государственного значения транспортными средствами с полной массой 12 т и более независимо от страны регистрации транспортного средства и внедрение системы контроля за движением транспортных средств с помощью устройства, которое используют для определения направления и расстояния маршрута движения транспортного средства и ведения электронной системы платы за пользование автомобильными дорогами.

«Автомобильные дороги общего пользования государственного значения согласно ЗУ «Об автомобильных дорогах» подразделяются на международные, национальные, региональные и территориальные. Согласно карте автомобильных дорог государственного значения на официальном сайте Мининфраструктуры Украины, фактически это все дороги государства между областями, городами и районными центрами, подъезды к портам и элеваторов по которым осуществляется перевозка пищевых продуктов, агропродукции, бытовых товаров и т.п.», — объясняют эксперты.

Данная инициатива в первую очередь повлияет на агросектор и пищевую промышленность, которые связаны между собой, и их полноценное функционирование зависит от налаженной логистики и перевозок, считают в УКАБ. Это также будет касаться доставки техники, семян, СЗР, удобрений. Такая же ситуация в период сбора урожая, когда зерновозы и грузовики с зерном курсируют между полем и элеватором, или же происходит доставка в порт.

По данным Госстата, в 2019 году автомобильным транспортом юридических лиц было перевезено 190 млн т грузов. И это еще не учтена доставка семян, СЗР, топлива, что тоже является критически важным для агросектора в период полевых работ. В обращении отмечается, что почти 25% грузов, которые перевозятся автомобильным транспортом, является продукцией с/х или связанной. Среднее расстояние перевозки 1 т грузов логистическими компаниями — примерно 179 км. При тарифе 2,4 грн/км, это дополнительные расходы в 430 грн на каждую машину с общей массой 12 т.

«С внедрением данного предложения в первую очередь пострадают дилеры и дистрибьюторы, а также агрокомпании. Например, дистрибьюторы семян осуществляют отправление около 30 тыс. грузовиков с 20-ю тоннами семян по всем регионам Украины. На примере тех же дистрибьюторов семян, это дополнительные расходы от 12,8 млн грн (при условии, что тариф будет 2,4 грн), которые в результате идут в наценку товара для агрария. И это пример только по одной позиции. Это же касается и перевозки удобрений, СЗР, техники, топлива, это будет закладываться и в стоимость конечного продукта для потребителя», — объясняют аналитики.

Относительно перевозки зерновых культур — по данным Госстата, автомобильным транспортом в 2019 году буле перевезено 19,1 млн т зерна. Если считать, что все перевозится зерновозами по 40 т на определенную Госстатом среднюю дистанцию ??- только за перевозку зерна надо будет доплатить дополнительно не менее 200 млн грн. Но следует отметить, что зерно перевозится грузовиками и с меньшей грузоподъемностью (но от 12 тонн), то есть расходы могут быть еще больше.

«Также важным моментом является следующее — все грузовики с максимальной разрешенной общей массой 12 т и более должны быть оборудованы специальным оборудованием для контроля внесения платы. Стоимость такого оборудования от €20 и выше за единицу», — сообщает УКАБ.

В Украине зарегистрировано 1,5 млн грузовиков, без учета грузовиков с иностранной регистрацией, которые пользуются автомобильными дорогами при международных перевозках — здесь тоже получается цифра минимум в 900 млн грн, которые бизнесу надо будет потратить на оборудование своего автопарка. Конечно, это фактически разовая инвестиция, но для этого бизнесу нужно будет потратить почти 1 млрд грн.

«Следует отметить, что подобная инициатива в виде ЗПУ №3544 уже была предложена, и согласно объяснений разработчиков законопроекта, данная инициатива вводится с целью решения вопроса увеличения доходов дорожного фонда, и улучшения технического состояния дорог и дорожной инфраструктуры — что совпадает с целями и данного проекта. Также были ссылки на опыт других стран, наши обязательства перед ЕС и т.д. Справедливости ради, следует констатировать наличие в ЕС значительно лучшей дорожной инфраструктуры — автобаны, магистрали с более 2 полосами движения в одну сторону, качество и покрытие дорог, а также наличие платных дорог высокого качества. В отличии от Украины, где сейчас отсутствуют качественные платные дороги, а дорожная инфраструктура действительно нуждается в улучшении. На что и выделяются из бюджета средства, который наполняется по сути теми же перевозчиками, бизнесом и гражданами через уплату акцизов и налогов», — отмечает координатор комитетов УКАБ Олег Нестеров.

Данная инициатива, по мнению экспертов, выглядит как очередная попытка обязать бизнес платить еще больше сборов, что может привести к тенизации работы перевозчиков, и потере возможности контролировать ситуацию с перевозками по Украине. В случае его принятия существенно возрастут расходы легального бизнеса на транспортировку и логистику своей продукции, что в конечном итоге приведет к удорожанию конечного продукта для потребителей.

«Учитывая вышесказанное, УКАБ призывает снять с обсуждения данный проект Закона «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно платы за использование автомобильных дорог общего пользования», а запуск аналогичных инициатив проводить после детального обсуждения и консультации с бизнесом и отдельными секторами экономики», — подытожили в ассоциации.