Об этом свидетельствуют подсчеты ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса» (УКАБ).
Как поясняют эксперты, разрыв в 2,4 раза между управлением арендой частных земельных паев и государственных земель объясняется разницей в количестве участков на единицу площади. В среднем на 1000 га приходится 278 паев и 11,4 земельных участков государственной собственности.
При этом рассчитанная сумма в 107 тыс. грн на 1000 га приблизительная и зависит от динамики наращивания земельного банка предприятия, его места расположения, взаимодействия с пайщиками, а также от размера теневых операций с землей. Однако для понимания масштаба официальных операционных расходов предприятия на содержание земельного банка за основу взята усредненная сумма затрат 384,5 грн на один договор.
По состоянию на июль 2015 г. количество договоров аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения частной формы собственности составляла 4,67 млн договоров (16 597 тыс. га). При этом 78% (15 565 тыс. га) площадей принадлежат лишь 10% сельхозпроизводителям, площадь которых составляет 1000 га и более. По подсчетам, с такими предприятиями заключено около 3,3 млн договоров аренды земельных долей паев. Таким образом, стоимость их оформления и учета обходится предприятиям с площадью свыше 1000 га около 1,27 млрд грн.
«Эти операционные затраты идут только на оплату услуг по администрированию земельного банка и никоим образом не повышают прибыльность предприятия. В результате, они не приносят перспективной выгоды ни одному участнику арендных отношений пайщику, арендатору, государству», — говорят в УКАБ.
Со временем, как обращают внимание эксперты, проблема такой парцелляции земли углубляется. Пайщики умирают, оставляя участок в наследство, после пай обычо делится еще между двумя наследниками. И арендатору приходится регистрировать уже не один договор, а два. При этом семья, обладая несколькими паями (3, 4, 5 паев), могла бы сформировать единый массив площадью 15 га. Получать за него более высокую арендную плату, чем сдавая в аренду по отдельности.
«Бороться с дроблением может только политика консолидации земли с/х назначения, под которой подразумевается внедрение механизмов свободного обращения земельных участков для формирования единых земельных массивов. Этот процесс сейчас невозможен из-за установленного запрета на продажу земель сельскохозяйственного назначения. То есть единственным способом начать консолидацию является снятие моратория на продажу земель сельскохозяйственного назначения и введения свободного рынка земли», — пояснили в УКАБ.
Для справки: базой расчетов являются средние показатели размера земельного пая и земельного участка государственной формы собственности по Украине, размер административного сбора за регистрацию права пользования в Государственном реестре прав, заработная плата работников, стоимость разработки технической документации и другие операционные расходы.