К такому выводу пришли участники круглого стола «Почему товарным рынкам нужны новые финансовые инструменты и как защитить их участников», который состоялся 17 января 2018 г., говорится в сообщении организаторов.
Как отмечается, законопроект №7055 предусматривает создание новой полноценной инфраструктуры для регулируемых рынков и устанавливает цивилизованные правила.
«Документ на законодательном уровне предоставляет возможность формирования четырех основных рынков: денежных инструментов, ценных бумаг, товарных рынков и деривативов. Также он поможет исправить хаос в регулировании товарного рынка — на котором вообще отсутствуют правила, что не дает возможности ни для прозрачного ценообразования, ни для развития этих рынков», — рассказал председатель Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР) Тимур Хромаев.
По мнению участников мероприятия, инфраструктура товарного рынка находится в ужасном состоянии — из более чем 500 зарегистрированных товарных бирж, почти 100 находятся в состоянии ликвидации. Как результат, существующая сегодня в Украине система ценообразования на товарных рынках является неэффективной, непрозрачной. Малые и средние производители получают значительно более низкие цены, чем крупные игроки, система несет в себе коррупционные риски, в том числе для государственных закупок, а потому требует кардинальных изменений. Более справедливому ценообразованию будет способствовать запуск новых финансовых инструментов — новый закон впервые в Украине создаст правовое поле для функционирования деривативов (фьючерсы, форварды, опционы).
«Деривативы — хороший инструмент, который помогает предпринимателям планировать будущие денежные потоки, способствует более надежному ведению бизнеса», — объясняет руководитель Государственного агентства резерва Украины Вадим Мосийчук.
Двигаясь в этом направлении, Госрезерв в конце 2017 г. начал в тестовом режиме работать со срочными контрактами на поставку пшеницы.
«Сначала мы увидели настороженность со стороны фермеров, однако когда начали объяснять им возможности и преимущества хеджирования рисков, фермеры очень заинтересовались. Почему? Впереди у них посевная и никто не хочет терять деньги из-за колебаний цен на свою продукцию», — говорит Мосийчук.
«Новые финансовые инструменты нужны реальному сектору — товарным рынкам. Ведь они дают возможность участникам этих рынков управлять рисками инфляции и изменения цены. Они нужны для прозрачности и справедливости цены на базовый товар, важно для конечных потребителей. Это подтвердили сегодня такие влиятельные стратегические игроки, как НАК «Нафтогаз» и Государственное агентство резерва Украины. Для «Нафтогаза» — это возможность формирования справедливой цены на газ внутри страны. Для Госрезерва — возможность эффективно управлять стратегическими запасами государства, такими как аграрная продукция и нефтепродукты», — говорит заместитель руководителя Проекта USAID «Трансформация финансового сектора» Юлия Витка.
Рассмотрение законопроекта в Верховной Раде в первом чтении ожидается в феврале 2018 года, и в случае поддержки депутатами этих важных изменений, они могут заработать уже с 2019 года.
«Что касается перспектив, то я считаю, что принять в двух чтениях закон №7055 до конца 2018 г. вполне реально. Но рынок должен активнее доносить свои потребности нам, депутатам. Уверен, этот закон нужен. Это выгодно для бизнеса, это выгодно украинской экономике», — подытожил участникам дискуссии народный депутат Украины, заместитель председателя комитета Верховной Рады по вопросам финансовой политики и банковской деятельности Руслан Демчак.