Такое мнение высказал заместитель министра аграрной политики и продовольствия Тарас Дзёба.
Он отметил, что суть этого законопроекта проста и понятна: без него невозможно обеспечить справедливые и прозрачные условия формирования цены на земельные участки после открытия рынка земли. Документ лишает чиновников возможности влиять на принятие решений о выделении земли и соответственно получать за это коррупционную ренту. Документ закрепляет, что аренда и продажа земельных участков государственной и коммунальной собственности или прав на них осуществляется исключительно на конкурсной основе через электронный аукцион.
«Помимо антикоррупционного эффекта, внедрение обязательного механизма аукционов осовременивает процесс распоряжения государственной и коммунальной земельной собственностью и делает его комфортным для инвесторов», — говорит замминистра, уточняя что механизм должен был начать работать 6 июля 2021 г., обеспечив рыночной инфраструктуре прозрачность, удобство и защиту от коррупции.
Дзёба подчеркнул, что законопроект №2195 устанавливает единые требования к электронным земельным торгам, которые являются правилами приобретения права на землю, как и требует Конституция Украины.
«Любой другой подход создает риски оспаривания закона в Конституционном суде на основе нарушения статей 3 и 14 Конституции — нет никаких сомнений, что политики-популисты эту возможность не упустят», — добавил он.
Тем не менее сейчас, по словам чиновника, начали звучать предложения отменить такой унифицированный подход и вывести из-под его действия случаи принудительной реализации земельных участков в порядке, установленном Законом Украины «Об исполнительном производстве», а также на случаи продажи имущества должника (банкрота) в соответствии с Кодексом Украины из процедур банкротства.
«На практике это означает, что отдельным органом исполнительной власти будет монополизировано установление правил торговли такой землей своим приказом, а также созданы альтернативные правила земельных торгов, в том числе по сниженным ценам или непрозрачным механизмам», — объясняет Дзёба.
Также это означает, что на рынке будет действовать несколько электронных площадок по реализации земли — площадок с разными правилами, степенью защиты и доступом для общественного контроля, объясняет он. В условиях работы мультиплощадок гарантировать унифицированность проведения земельных торгов не представляется возможным.
«Предложения размыть правила продажи земли являются в лучшем случае ненужной перестраховкой, а в худшем — искусственным предлогом для саботажа земельной реформы», — считает эксперт.
С учетом важности параметра безопасности, земельные торги должны проходить исключительно в государственной электронной системе. Системой, которая на сегодня наилучшим образом соответствует этой задаче, является «Прозорро.Продажи», которую администрирует одноименное госпредприятие, уверяет Дзёба.
«Прозорро — единственная двухуровневая система с максимальной степенью защиты, в то время как альтернативные торговые площадки — одноуровневые, то есть более уязвимые к коррупции и хакерским атакам.
Но самое главное — отсутствие единых правил реализации земельных участков исказит принцип прозрачной и равной конкуренции и значительно снизит антикоррупционный эффект и обеление процесса распоряжения земельными ресурсами», — объяснил он, отметив, что если неопределенность с законопроектом №2195, с учетом парламентских каникул, затянется на несколько месяцев, то первый этап рынка земли пройдет в сверхрисковых условиях с самыми непредсказуемыми последствиями.
«Этого нельзя допустить, так как цена ошибки — это права граждан, доходы местных общин и, наконец, два года титанических усилий по внедрению земельной реформы в Украине», — подытожил замминистра.
AgroPortal.ua по материалам НВ