Строить зерновые терминалы должен бизнес, а не государство

15 июня 2017, 07:13 1990

Строить терминалы должен бизнес, а не налогоплательщики.

Такого мнения придерживается собственник стивидорной компании «Аскет Шиппинг» Денис Русин.

Он наводит пример, что в прошлом месяце Кабинет министров согласовал финплан государственного предприятия Бердянский морской торговый порт о строительстве нового зернового терминала. Проект предусматривает капитальные инвестиции в размере 107,87 млн грн на постройку в порту 4 хранилищ силосного типа для хранения зерновых грузов емкостью 32 тыс. т.

«На первый взгляд, это хорошо. Но в этом решении просматривается не бизнес-подход, а логика реставрации так называемого «государственного капитализма», — считает Денис Русин.

По его словам, государственный порт и ранее не мог загрузить имеющиеся у него склады на 20 тыс. т. Но вместо того, чтобы искать настоящие причины, почему никто из грузоотправителей юго-восточной Украины не везет зерно на склады государственного предприятия, принимается решение направить деньги налогоплательщиков на постройку там новых складов, уже на 32 тыс. т.

«Те, кто осваивает бюджетные миллионы на строительстве, вряд ли будут нести какую-либо ответственность за те риски, что инвестиции могут не окупиться, а склады могут не заполниться. Например, предприниматель, у которого есть 50 млн и он решил их вложить в строительство элеватора,  понимает, чем рискует и знает, что будет отвечать своими деньгами. Те же «государственные менеджеры», которым якобы «за державу обидно», не берут на себя эти риски и не несут персональной ответственности, когда деньги налогоплательщиков уходят впустую. Они не говорят, откуда возьмутся грузы, и только выражают уверенность, что если им дадут денег на постройку складов на 32 тыс. т, то они их загрузят (хотя 20 тыс. т почему-то загрузить не могли). В бизнесе такой подход изначально невозможен», — констатирует собственник «Аскет Шиппинг».

На его взгляд, беда государственных предприятий в том, что они все еще полагают, что смогут работать так же, как раньше: то есть им будет кто-то привозить груз, и для этого ничего не надо будет делать. Они пока еще не осознают, что рыночные условия изменились. Клиентам уже не нужна отдельная услуга — хранить зерно на складе, построенном пусть даже за 100 млн грн. Клиенты уже привыкли к сервису частных стивидоров, и хотят получить весь комплекс услуг, который решает их проблему: чтобы у них кто-то забрал все риски по логистике, по разным разрешительным документам и так далее, чтобы они просто сдали кому-то свой груз и получили за него деньги.

«В следующие несколько лет тенденция по снижению ставок перевалки в украинских портах будет сохраняться, и в ближайшее десятилетие ставки в украинских портах опустятся до европейского уровня 5-7 долларов. Потому что вводится в эксплуатацию большое количество новых мощностей. Чем больше терминалов, тем дешевле перевалка. Но строить терминалы должен бизнес, а не налогоплательщики», — подытожил Денис Русин.


AgroPortal.ua по материалам «НВ Бизнес»