Такое мнение высказал экономист в сфере агробизнеса Европейского банка реконструкции и развития Василий Говгера.
«Искать «нишу» не нужно, а строить бизнес на временно высокодоходных культурах неразумно. В сельском хозяйстве нужно формировать эффективные производственные системы и цепи добавленной стоимости, потому что только так производитель сможет выйти на конкурентную себестоимость с любым продуктом в любом сегменте рынка», — считает он.
По мнению эксперта, нужно инвестировать в долгосрочную перспективу, внедрять новые технологии, планировать свой бизнес на 10-20 лет, а не искать окупаемости за 3 года.
«Внедряя новые технологии, ты получаешь эффективный уровень использования собственных ресурсов, снижаешь себестоимость и улучшаешь качество продукции», — подчеркнул Говгера.
Как отмечает экономист, следует понимать, что на сегодняшний день украинские производители зависят от мировых цен. Соответственно, быстро окупить инвестиции можно в «нишевом» и временно высокодоходном сегменте, или производственными системами, где занижены инвестиционные расходы, экстенсивно используется дешевая рабочая сила и земельные ресурсы.
«Рассмотрим на примере мясо-молочного скотоводства. В Украине работает молочный сегмент, в основном с низким уровнем автоматизации и неэффективным использованием кормов, потому что у нас дешевая рабочая сила и кормовая база. Капитальные инвестиции в основном минимизированы, себестоимость производства молока высокая, а его качество низкое. И как только проседает рынок, мы понимаем, что не можем адаптироваться, ведь выходим за рамки доходности. В то же время производители, которые инвестировали в технологию и качество, продолжают работать в прибыль», — пояснил он.
Также, по мнению Говгеры, в Украине существует еще одна проблема — нечего продать.
«У нас есть прекрасные примеры успеха, однако по большей части компании не готовы к экспорту, они не только не умеют, но и не имеют, что продавать. Как формируется устойчивая позиция на рынке? Стабильными объемами, стабильным качеством и конкурентной ценой. Покупателя не интересует разовая поставка интересной продукции, ему нужны количество и качество, которое ты можешь гарантировать в долгосрочной перспективе», — добавил экономист.
Он подчеркнул, что украинский производитель должен работать по формуле: гарантированный объем — гарантированное качество — низкая себестоимость.
«Повторюсь, что этого можно достичь только при внедрении долгосрочных инвестиций… Задайте себе вопрос: почему фермеры-иностранцы в Украине являются успешными? Прежде всего, потому что они имеют капитал из-за рубежа на более низких процентах. Они могут инвестировать в более долгой перспективе, чем украинские фермеры», — добавил Говгера.
С другой стороны — у них нет тенденции чистую прибыль сразу инвестировать в новый автомобиль. В этом и заключается секрет успеха их бизнеса, который должны брать на вооружение и отечественные аграрии, подытожил эксперт.
AgroPortal.ua по материалам UAFES